Найти тему
Лекторий Dостоевский

Дом Серебряного века

Дом В.Я. Брюсова, Музей Серебряного века. Москва, ул. Проспект Мира
Дом В.Я. Брюсова, Музей Серебряного века. Москва, ул. Проспект Мира

Речь сегодня пойдет об одном замечательном доме – в том, что он замечательный, вы убедитесь сами, если посетите его. У него и название – не как обычно – единственное. У него их два. Музей Серебряного века, он же – Дом-музей Валерия Брюсова. Это и дом-музей отдельного человека, и музей, посвященный целой эпохе. В самом этом уже кроется один из главных признаков того времени, как тогдашний герой Максимилиан Волошин сказал:»Все во мне, и я во всем». Это действительно так - вот буквально каков этот дом – таков был и век, взаимные пересечения, перетекания одного в другое, противоречия, столкновения и продолжение одного другим – вот, что такое этот дом и то самое время Серебряный век.

Этот небольшой особняк выстроен в стиле модерн. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни – с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер.

Дом был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба – дом и два флигеля - принадлежала в XIX веке купеческим семьям, пока наконец в 1895 году ее не купил Баев, почетный гражданин, член Торгового дома. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом. Архитектор Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.

Валерий Яковлевич Брюсов, чей дом стал Музеем Серебряного века
Валерий Яковлевич Брюсов, чей дом стал Музеем Серебряного века

Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Тогдашний его адрес – 1-я Мещанская улица, д. 32.

Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы – до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.

Первым сразу после холла и гардероба нас встречает кабинет Брюсова. Здесь нам становится понятно, а почему дом именно Брюсова посвящен и всему периоду. Потому что он первым привнес явление символизма в Россию. Так вышло и хронологически – он родился в 1872 году. Рос в семье марксистов-дарвинистов, на научно-популярной и европейской литературе. Сказок в семье не читали, религию отвергали. Откуда взяться мифологическому сознанию, сказочному, яркому? Пришлось искать извне – вот и увлекся владеющий европейскими языками Брюсов литературой французского символизма – Бодлер, Рембо.

Кабинет В.Я. Брюсова
Кабинет В.Я. Брюсова

Образованный (две гимназии, историко-филологический факультет МУ), но миновавший традиционный период воспитания на основе сказок и религиозной литературы, имевшей место и тогда, и сейчас, в детском домашнем образовании, он представляет собой сформировавшийся бесстрашный, базирующийся на собственных смелых доводах и научных теориях, ум, способный позволить себе очень многое в искусстве! В юности писал письмо Верлену, о том, что является первым представителем символизма в России! Юношески чересчур смелый, самовлюбленный, самоуверенный. Изысканный и смелый ум, он с задором, с каким-то истинно поэтически-пророческим чувством, берется за новое, предвосхищает будущее, включая развал и «эпоху ущерба».

Прославился он и как переводчик – он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия; переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского – на основе своих переводов он составил антологию армянской поэзии «с древнейших времен до наших дней». На протяжении многих лет Брюсов был также директором Московского литературно-художественного кружка. Сегодня Ереванский государственный лингвистический университет носит его имя.

Брюсов пробовал силы в разных жанрах - всеохватность и экспериментаторство – стиль уже не юности, а молодости, тогда как в более зрелом возрасте он перейдет к большей конкретике и предметности в стихах.

Когда Брюсов умер от воспаления легких в этой квартире, на его похороны собралось людей даже больше, чем на похороны Ленина (умершего, как мы помним, 21.01.1924г.). После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.

В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году.

В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, – библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас.

Один из залов Музея
Один из залов Музея

Помимо кабинета Брюсова в Музее есть несколько других интересных помещений. Все они – на втором этаже. Это залы символизма, акмеизма и футуризма, ярко проявившихся именно в период Серебряного века.

В залах на втором этаже можно увидеть сохранившиеся журналы, от модных в ту пору издательства Скорпион, редакции журнала «Весы», где трудился Брюсов. Кстати, они располагались в отеле Метрополь, где наверху до сих пор красуется мозаичный декор Врубеля (изображение к «Принцессе грезе»). Врубель – тоже часть Серебряного века, а именно, символизма, только в изобразительном искусстве.

Здесь же можно увидеть обложки знаменитых журналов общества «Мир искусства», афиши к выставкам Дягилева, будущего балетного и оперного импресарио, прославившего наше искусство на весь мир. В других залах – портреты Анны Ахматовой, Леонида Андреева, Владислава Ходасевича, Андрея Белого – причем, лучших мастеров своего (да и нашего) времени. Среди них – Валентин Серов, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Леон Бакст, по которому сходил с ума весь мир во времена триумфа дягилевских «Русских сезонов».

Зал Музея
Зал Музея

Есть в Музее и афиши и плакаты Маяковского, футуристические работы, исполненные революционных настроений, ожиданиями от грядущего, предвосхищением торжества и ужасов будущего. В одном здании столицы, похожем на пироженку, до сих пор сохранился этот сконцентрированный дух времени столь яркого, сколь и скоротечного.