Статуи, установленные в египетских гробницах Древнего царства, служили пристанищем ка или духа умершего. Сделанные либо из камня, либо из дерева, они обычно окрашивались в соответствующие цвета, которые, хотя и были совершенно обычными, придавали фигурам натурализм.
Степень, в которой эти статуи ка были портретами владельца гробницы, варьировалась в зависимости от конкретного скульптора. Конечно, реальность и индивидуальность были желанными качествами для надгробной статуи, но такими же были хороший вкус, достоинство и желание увековечить лицо и фигуру "человека" не таким, каким он, возможно, выглядел в день заказа статуи, а скорее таким, каким он хотел бы, чтобы его помнили вечно – в расцвете сил, с "лицом и фигурой, не тронутыми" возрастом и немощами.
Более того, во все периоды египетского искусства ремесленники, обучавшиеся в придворных мастерских, стремились использовать часто изучаемые черты царствующего фараона в качестве идеального типа лица и, сознательно или бессознательно, заставляли каждый выполненный ими портрет более или менее соответствовать этому типу.
Статуи, такие как та, что наверху, из гробницы Мерти – губернатора, тайного советника и жреца Маат, богини истины, дают нам возможность изучить костюмы Древнего царства в трехмерных деталях.
Например, и мужчины, и женщины, по-видимому, коротко стригли волосы на затылке и, появляясь на пышных и официальных мероприятиях, носили парики, сделанные из множества тонких локонов или косичек из человеческих волос.
Мужская одежда состояла исключительно из льняного килта, который мог быть либо коротким и облегающим, заканчивающимся значительно выше колен, либо длинным и пышным, доходящим почти до лодыжек. Килт, длинный или короткий, часто был сшит на заказ и накрахмален, образуя спереди расклешенный треугольный фартук.
Вполне естественно, что существует разница в пропорциях и стиле между каменными статуями и их деревянными аналогами. Работая с известняком или гранитом, скульптор, хотя и мог свободно изменять пропорции своих фигур по своему желанию, не всегда мог достичь детализации достижимой резчиком по дереву. Последний, с другой стороны, был ограничен размерами, особенно диаметром, бревен, соответственно, изображаемые фигуры, как правило, были неестественно стройными и утонченными.
Скульпторы огромного кладбища в Саккаре разработали стиль, лишенный индивидуальности, но чрезвычайно грамотный и привлекательный.
Статуя наверху, изображающая начальника зернохранилища Найкайрау с женой и дочерью, является хорошим тому примером.
Лица у всех троих почти одинаковые. Однако владелец гробницы, Найкайрау, определенно занимает почетное место. Его маленькая дочка стоит у одной из его ног, в то время как его жена, Найкайнебти, прижимается к другой в очаровательно женственной и явно зависимой позе.
Большое несоответствие в размерах фигур, обычное в искусстве Древнего царства, было изменено в более поздние периоды, но никогда полностью не исчезло.