Найти в Дзене

Для чего вкладываться в традиционную культуру?

Выступление ансамбля «Важнин ключ»
Выступление ансамбля «Важнин ключ»

В середине марта, во время Великого поста в УдГУ «звучал» традиционный вечер духовной музыки. Его основой были выступления ансамбля «Важнин ключ» кафедры музыкального и сценического искусства УдГУ (руководитель В.Г. Болдырева), ансамбль «Сорока» Республиканского музыкального колледжа (руководитель М.Н. Роготнева).

К ним присоединились певцы Республиканской детской школы искусств (руководитель Ю.В. Павлова), детской школы искусств № 2 (руководитель А.А. Данилова), ансамбль «Колокольцы» гимназии № 56 (руководитель М.А. Мамаева). И на удивление было много любительских музыкальных коллективов.

Это был вечер не в том ритме и стиле, в котором мы привыкли жить. Неспешное пение, ангельские голоса, студенты и школьники в русских народных костюмах, практически без телефонов в руках. И слова песен о душе, о Боге, о любви к ближнему звучали естественно и искренне.

Вера Геоленовна Болдырева – музыковед-фольклорист, доцент, заслуженный деятель искусств УР, кандидат искусствоведения.  Специалист по работе с нематериальным культурным наследием.
Вера Геоленовна Болдырева – музыковед-фольклорист, доцент, заслуженный деятель искусств УР, кандидат искусствоведения. Специалист по работе с нематериальным культурным наследием.

После этой встречи мы спросили у организатора и ангела-хранителя этих вечеров Веры Геоленовны Болдыревой, как удаётся создать такой параллельный мир, где есть духовность, душевность, работа души?

– В республике есть люди, которые душой болеют за это, и сложился коллектив единомышленников. Мы всё-таки пытаемся оперировать какими-то нашими генетическими связями, пробудить их в настоящем. И студенты, которых мы вовлекаем в наше любимое дело, постепенно перестают перекрашивать волосы в разные цвета, меньше пользуются косметикой, ведут себя более достойно. Ребят мы не воспитываем специально, не читаем нотаций, всё как-то само собой получается. А в народных костюмах им хорошо, потому что они сами их создают, видят в них себя и любят свои наряды.

Наше пение не сочетается с той скоростью, с которой мы живём. Поющие и тонко слышащие, восприимчивые ребята постепенно открываются, и отсеиваются те, кто не чувствует. Или, наоборот, чувствует, что не его это.

Мне кажется, что сами песни воспитывают. Мы поём народные песни – русские, удмуртские, башкирских удмуртов, и нельзя ответить, какие песни даются легче – национальные или духовные. Манеры исполнения разные. Соборное пение требует иной звуковой подачи – это совсем другой пласт культуры.

Когда мы поём духовные песни, мы не работаем на зрителя, это не концерт, и сцена не нужна. Мы собираемся просто попеть вместе для души, для себя.

Исполняя песни в традиционной манере, мы пытаемся сохранить ценности, которые случайно или нет, но оказались выброшенными из жизни. А ценности очень тесно связаны с осознанием себя как этноса. Русские, удмурты поют по-разному, в этом проявляется этничность. Мы пытаемся именно это и сохранить. Чтобы люди не только помнили, кто они, но и не потеряли связь с предками.

Вечер духовной музыки в УдГУ
Вечер духовной музыки в УдГУ

Воспитание

– Ещё одна моя боль на сегодняшний день – это семейные отношения и сохранение семьи. Для чего нужна свадьба? Что такое развод? На фоне разрушающихся семейных отношений в мире эти вопросы актуальны.

И, конечно, главная тема – трудовое воспитание. Мне кажется, оно может помочь оторвать наших детей от смартфонов, от гаджетов. Кажется, что это не связано с музыкой, но в традиционной культуре мы не можем оторвать одно от другого. Для наших предков – это жизнь, в которой песни сопровождали что-то и ради чего-то, главное в фольклоре – это функциональность, никто его представлял в сценической форме. Трудились и пели.

И мы заставляем наших студентов учиться трудиться и трудиться-учиться. Им сложно заставить себя сделать что-либо. Заставить себя сделать и переделать, а, возможно, ещё раз переделать – это труд. А у нас даже самообслуживания уже почти нет, не говоря об общественных пространствах. Мы, видимо, серьёзно ошибаемся в самом отношении к молодёжи: относимся к ребятам как к драгоценным сосудам, а в этих сосудах ничего нет.

Вечер духовной музыки в УдГУ
Вечер духовной музыки в УдГУ

Обучение

– Жизнь вашей кафедры кажется безмятежной, как красивое пение… Вы работаете с музыкально подготовленными ребятами?

– Не все приходят даже с начальным музыкальным образованием. Условия поступления в вуз для всех едины. Сейчас в ансамбле «Важнин ключ» ребята 2 и 3 курса. Наша боль в том, что уже 2 года подряд у нашего направления нет набора. Доучиваем этих студентов, и всё. Дело даже не в том, что нет востребованности в этих специалистах – нет заявок от Министерства культуры. Им удобнее работать с колледжами и институтами культуры: Пермским, Казанским, которые специализируются на сценическом жанре. Да, наши выпускники преподают в школах искусств, в музыкальных и общеобразовательных школах, работают в Домах культуры. Но поскольку мы мало принимаем и мало выпускаем, то не можем создать конкуренцию колледжам культуры.

Другое дело, что в университете мы поднимаем пласты культуры, поём и русские, и татарские, и удмуртские песни, добираемся до самых корней, исполняем обрядовую музыку. У нас обязательна научно-исследовательская работа. Ездим по стране, участвуем в серьёзных конференциях.

В начале апреля мы проводим конференцию, которая посвящена памяти моей мамы, Риммы Аркадьевны Чураковой. Исследователь удмуртского фольклора, она одна из первых подняла целый обрядовый пласт фольклора, в этой сфере она известна в финно-угорском мире и в России. Её нет уже 12 лет, и конференция её имени превращается в удивительное межпоколенческое мероприятие, потому что при подготовке к ней, проходят малые конференции. Это конференция среди детских музыкальных школ «Экспедиция в семью», которая проводится в детском лагере в рамках этнокультурной смены. В музыкальном колледже – конференция «В поисках утраченного». На малой конференции в УдГУ мы также выбираем лучшие доклады.

6 апреля – дата уже большой конференции «Традиционная культура в полиэтническом пространстве». Среди её участников студенты Санкт-Петербурге, ученые из Казани и Перми. Эксперты – доктора наук: Т.Г. Владыкина, Н.И. Шутова, И.М. Нуриева, Н.П. Лигенко и Е.И. Ковычева. Они не только читают свои доклады, но и разбирают доклад каждого участника. Это обратная связь очень важна для слушателей.

Что же лично вы будете делать, когда выпустите последнего студента?

– Я всегда в проектах, найду себя в чём-то другом. Но наше направление очень жалко, это наше детище. Люди вообще не знают, что в УдГУ есть музыканты. Печаль и в том, что мы обучаем музыкальному искусству, а собственно наполнение музыкой у нас минимальное. Ребята должны петь гораздо больше и чаще, но очень сокращены часы, поскольку у нас мало студентов.

Я не очень верю в то, что ситуация улучшится, хотя наше направление уникальное. Тему нематериального культурного наследия однажды обсуждали в Правительстве УР. Это было принципиально верное место – когда руководители и чиновники всех уровней будут понимать, что такое традиционная культура, для чего она, почему в неё нужно вкладываться, а не использовать как услугу, встречая гостей, то и ситуация с народной культурой и обучением её специалистов будет иной.

Хотя в соседних регионах говорят, что у нас очень хорошее состояние традиционной культуры. Все нам завидуют и даже из Казани поступают к нам. Секрет нашей республики – в людях.

Если вернуться к духовной музыке, то мы часто ездим и выступаем. Матушка Зинаида традиционно ждёт наш ансамбль в Воткинске в Вербное воскресенье. Есть в Дебёсском районе хороший организатор и понимающий человек Галина Вениаминовна Опарина, и в прошлом году мы выступали в Дебёсах, куда приезжали и другие районные коллективы, пели свои духовные стихи. Благодаря Ирине Вениаминовне Третьяковой живёт фестиваль «Высокий берег».

Фестиваль

– На вечер духовной музыки в УдГУ пришли (неожиданно для меня) непрофессиональные, но увлечённые коллективы. Думаю, посылом для их создания послужил наш ежегодный Всероссийский фестиваль «Высокий берег», проходящий в Сарапульском районе. Видимо, благодаря ему, процесс вовлечения молодёжи в духовную музыку был запущен.

На этот фестиваль русской традиционной культуры съезжаются со всей России. В этом году он пройдёт с 29 июня по 2 июля в селе Нечкино, и уже подали заявки на участие Подмосковье, Москва, Санкт-Петербург, возможно, будет Воронеж и, конечно, все наши друзья-соседи: Пермский край, Татарстан, Башкортостан и Марий Эл. (Как ни странно, Кировская область пока не отзывается, мы никак не найдём там коллективы, которые бы занимались традиционной русской культурой).

Программа нынешнего фестиваля очень насыщенная. В первый же день будем петь в храме. Обычно представление коллективов на фестивале «Высокий берег» бывает на полянке или около Камы. А тут впервые решили, что в храме, и прекрасно, что батюшка идет нам навстречу.

Фестиваль начинался буквально на пустом месте, без финансирования. Казалось бы, всё было против его дальнейшего проведения, но фестиваль живет на протяжении уже 12 лет. Молодые люди, увлечённые традиционной народной культурой, едут к нам с удовольствием, а все бытовые сложности искупаются счастьем сопричастности и духовного единения.

Текст: Юлия Ардашева, Татьяна Михалева

Фото: Ангелина Баженова, Светлана Мальцева

Источник: газета «Удмуртский университет» № 4 (286) от 21.04.2023