Найти тему

Развитие речи. Что делать, если ребенок не говорит?

Это настолько обширная тема, что я долго не решалась начать о ней писать. Попробую рассказать основные моменты, с которыми я сама столкнулась.

Конечно, каждый ребенок индивидуален. Кто-то начинает говорить чуть ли не раньше года, кто-то после двух или даже трех, однако, речь - это такая вещь, насчет которой лучше озаботиться как можно раньше.

По самым «грубым» нормам в 1.5 года у ребенка должно быть хотя бы 2-3 четких слова, а к 2.5 годам - простые предложения из двух-трех слов: «Мама, дай», «Хочу пить» и т.п.

Причины задержки речи

Причин в научной литературе выделяют немало. Это и неблагополучное течение беременности, и сложные роды, в результате которых была гипоксия или асфиксия, а также инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первый год жизни, неблагополучная социальная среда, недостаточное общение взрослых с малышом. И если на последние причины хоть как-то можно повлиять, то первые три уже внесли свою лепту в развитие ребенка. Что же делать?

Занятия для развития речи

На самом деле, нет универсальных рекомендаций по занятиям, которые помогут именно вашему малышу заговорить. Проблемы, из-за которых возникает задержка развития речи, у каждого ребенка своя. И недостаточно развивать лишь мелкую моторику или только много читать, чтобы ее устранить. Но я все же постаралась собрать основные направления, на которые стоит обратить внимание в занятиях и играх с ребенком.

  • Понимание речи. Это один из основных моментов. Если нет понимания речи, то осознанных слов ждать еще очень долго. Часто мамы говорят «мой ребенок точно все понимает!» Однако, это не так. Есть такое понятие как «ситуативное понимание речи», то есть малыш привык, что в данной ситуации вы говорите определенный речевой оборот, и поэтому он выполняет то, что нужно. Но, если заменить привычное, например, «иди кушать» на «иди на кухню и садись за стол», малыш может растеряться, потому что слова «кухня» или «стол» ему могут быть неизвестны, непонятны. Ну и конечно, при задержке речи все специалисты в первую очередь рекомендуют проверить слух.

Так как же развивать понимание речи? Об этом я рассказала здесь .

  • Недоразвитие моторики. В данном случае речь идет не только о мелкой моторике, развитие которой у всех на слуху, но и о крупной моторике. Часто детки с ЗРР неловкие, неуклюжие. Многие современные специалисты по нейропсихологии говорят о том, что речь запускается в движении. Так что в первую очередь необходимо работать с крупной моторикой - лазать, ползать, прыгать, играть в мяч с малышом. Подробнее о двигательном развитии я писала в одной из предыдущих статей. Мелкую моторику можно развивать играми с крупами, сортировкой мелких предметов, шнуровками, сортерами, откручиванием-закручиванием крышек, пальчиковыми играми, лепкой из пластилина, рисованием красками.
-2

  • Слабое подражание. Навык подражания, имитации - один из главных социальных навыков. Благодаря ему человек учится не только говорить, но и вести себя в обществе. Как можно развивать подражание? В первую очередь, развиваем подражание в действиях. Это и обучение ребенка жестам - привет, пока, дай пять, и так далее. Далее, переходим к логоритмическим стишкам. Например:
Мишка косолапый по лесу идет (топаем на месте),
Шишки собирает и в карман кладет (стучим себе по ноге, в области карманов),
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (трогаем свой лоб),
Рассердился мишка и ногой топ (топаем одной ногой).

После того, как малыш начал подражать в движениях, можно переходить к звукоподражаниям. Почаще играйте с фигурками животных и показывайте, как они говорят. Озвучивайте бытовые звуки, вроде капания воды (кап-кап), работы пылесоса (уууу), падания предметов (бух).

  • Слабая артикуляция. Недостаточное развитие крупной моторики часто приводит к плохой артикуляции. Артикуляционных игр с детками можно придумать множество. Приведу пару примеров - это надувание щек и «лопание» их пальчиком, показывание языка и зубов друг другу, изображение того, как кошка лакает молоко. Также, если малыш может повторить, полезно водить языком из стороны в сторону и вверх-вниз.

Кроме артикуляции, нужно работать над речевым дыханием. Для этого малыша необходимо учить дуть. Из своего опыта могу сказать, что Германа мне было очень сложно научить дуть. Я перепробовала все: дуть на свечку, выдувать пузыри, дуть в трубочку в стакане с водой для создания эффекта «бури в стакане», в дудочку, на легкий мячик, покупала аэробол. В какой-то момент, примерно в 1.7-1.8, после более полугода занятий, он наконец научился немного дуть, но мы еще работаем над правильным выдохом.

  • Бытовые навыки. Очень важно приучать малыша к выполнению простейших бытовых поручений. Например, умыться самостоятельно, или вытереть со стола за собой. Можно также делегировать малышу поливку домашних цветов, протирание зеркал, подметание. Конечно, не нужно ждать от ребенка идеального выполнения. До 3 лет достаточно того, что ребенок просто выполняет ваши поручения и стремится их сделать так, как может в силу своего возраста.

Как я уже писала ранее, тема очень обширная, но мне кажется, основные моменты я отметила.

Нужны ли еще статьи по теме развития речи? Или идеи игр для развития речи?