Найти тему
Арт-дневник

Интервью с художником: Как модельер-конструктор стал кукольных дел мастером

Сегодня хочу познакомить вас с замечательным мастером-кукольником, чьи работы вы видели в фоторепортажах, которые я приносила с выставок на Тишинке. Галина Старостина оставила комментарий под одним из таких фоторепортажей, и я пообещала найти ее на следующей такой выставке, чтобы развиртуализироваться. И нашла ее по работам :) Я очень люблю спрашивать, как люди становятся художниками, потому что происходит это очень по-разному. Поэтому попросила Галину рассказать немного о том, как она пришла к созданию кукол, что ее вдохновляет, какой материал любит больше всего. Надеюсь, вам будет так же интересно, как и мне!

Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной

Я в восторге от старичков Галины, собрала фото с ними в галерею (15 изображений). Пожалуйста листайте!

Арт-дневник: Галина, расскажите, пожалуйста, о себе: где вы родились, кто вы по образованию, где довелось работать?

Галина Старостина: Мне повезло по жизни, я родилась в Москве, в самом ее сердце — на Арбате. Возможно, место жительства в том числе и предопределило мое призвание. Училась в театральной школе. Все театры и музеи рядом. А это очень много значит. Как и многие девочки, кем только ни хотела стать: и артисткой, и художником, и поэтом. В итоге я стала модельером-конструктором одежды. Но работала и по профессии, и не по профессии, как и все в наше переломное время. Но всегда с людьми. Много шила, была директором магазинов одежды. Но всегда мечтала о куклах — с самого детства.

Арт-дневник: Как получилось, что вы стали создавать кукол? В каком году вы начали ими заниматься?

Г.С.: Однажды в 2006 году я увидела по телевидению передачу о куклах и узнала, что этому можно научиться. И я в том же году поступила в Школу кукольного дизайна Светланы Воскресенской, где и создала свою первую куклу. Она хранится у моего любимого брата. А свою вторую куклу я сразу же продала! Она была уже из фарфора. После обучения в школе Светланы, я пошла учиться на изготовление кукол из фарфора.

Куклы Галины. Это галерея (23 изображения), листайте, пожалуйста!

Арт-дневник: Насколько сложно создавать кукол?

Г.С.: Кукол создавать сложно! Как и вообще что-то создавать :). Но до чего же приятно их делать, продираясь через разные сложности.

Удовольствие делать кукол — не дешевое. Но моя семья (конечно, в большей степени муж) очень меня поддержала. И от меня не ждали скорых денежных поступлений. А это очень важно, когда делаешь что-то в свое удовольствие, то есть по-настоящему творишь, а не зарабатываешь! И только когда ты сам уже удовлетворен результатом своей работы, то понимаешь, что можешь и зарабатывать. Главное здесь, чтобы близкие люди не били по рукам, не насмехались. А я знаю, к сожалению, и такие истории тоже. И еще очень смешные истории бывают и, наоборот, истории до слез.

Вот смешная. Запекаю в духовке хрюшек, пластиковых, конечно. Муж приходит с работы: «Что у нас на ужин? Ура, свинина! Фу, опять пластиковая :)»

Свинки в духовке. Фото предоставлено Галиной Старостиной
Свинки в духовке. Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной

А вот до слез. Как-то на заре моего куклотворчества была выставка-ярмарка, но на улице, в парке. Мои дети поставили мне шатер, я расположилась с куколками. Но понимаю, что в парке вряд ли я продам кукол. Поэтому я сделала чудесных ярких пластиковых птичек и продавала их по 500 рублей. Какая же я была счастливая, когда их всех раскупили! Но представьте себе, через года два я узнала, что мой муж, подлавливал парочки молодых людей, давал им деньги и просил купить у меня этих птичек! Вот так любофф :)

Арт-дневник: У каких еще мастеров вы учились?

Г.С.: Я всегда учусь у других мастеров до сих пор. Учиться нужно всегда. В первую очередь я училась у мастера Ольги Тамойкиной. Дальше у мастера Елены Куниной (она теперь живет и преподает в Израиле). Но самый мой любимый мастер — это Ирина Качарава.

Арт-дневник: Что вас вдохновляет?

Г.С.: Вдохновляет художника-кукольника буквально все! И произведения искусства, и люди на улице, и даже красивая пуговка. Вот на работу с «Бабушкиной комнатой» меня вдохновила кроватка времен СССР. Так что живем и просто вдохновляемся!

Бабушкина комната. Фото предоставлено Галиной Старостиной
Бабушкина комната. Фото предоставлено Галиной Старостиной

Безусловно, работы именитых мастеров меня вдохновляют, но всегда есть опасность скатиться в плагиат. Поэтому в куклах всегда важно найти свой образ, стиль, иметь свой почерк. И когда говорят, что кукла похожа на своего автора — это так и есть. Так же, как мы узнаем картины художников по их мазку.

Арт-дневник: Из каких этапов состоит работа над куклой? Сколько по времени занимает один проект?

Г.С.: Работа над куклой состоит из нескольких этапов. Прежде всего это образ, идея, ее отрисовка. Потом работа над технической частью куклы. Потом уже художественная часть — роспись, одежда. И все это тоже может растянуться по времени. Иногда кажется вот уже все, но понимаешь, что еще не удовлетворен работой — чего-то не хватает. Тогда процесс может затянуться.

Бывает, что проект длится от месяца и больше. Бывает, отложишь работу — что-то не спорится. А бывает, и за неделю-две работа сама себя сделает. Не поверите, именно так и получилось с работой «Бабушкина комната». Как будто все уже было подготовлено заранее. И я без труда находила нужные мне детали работы. Или очень быстро их делала.

Арт-дневник: Что вы делаете своими руками, а что заказываете у других мастеров? Почему?

Г.С.: Я считаю, что нельзя объять необъятное и всему нужно долго учиться. Поэтому некоторые мне необходимые для создания образа куклы дополнительные вещи я, конечно, заказываю. Заказываю у прекрасных мастеров собачек и кошечек — у Юлии Тарасовой, Яны Полимерной. Возможно, и я смогу этому научиться, но они уже это умеют делать. И гораздо лучше меня.

А еще я познакомилась с прекрасным молодым дизайнером Ростиславом Блошинициным из Алама-Аты. Он вышивает. Но как! Это надо видеть! Все мои куклы в нарядах с вышивкой: «Весна», «Лето», «Версаль», «Снегурочки» — это наши совместные проекты. Я восхищаюсь его творчеством.

Арт-дневник: Легко ли вы расстаетесь со своими куклами? Было ли такое, что не хотелось отдавать какую-то куклу?

Г.С.: Почти всегда очень легко. Ведь это так приятно, осознавать, что твоя кукла может радовать не только тебя.

Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной
Фото предоставлено Галиной Старостиной

Котиков собрала в отдельную галерею (4 изображения). Листайте, пожалуйста!

Арт-дневник: Есть ли у вас любимые материалы? Почему?

Г.С.: Да, наверное, есть. Я леплю из полимерной запекаемой глины FIMO. Всегда только из нее! Думаю, потому, что именно из нее я и начала делать кукол. Но в принципе, для кукол, как и для любого творчества, годится любой материал — даже старая газета. Но пластика FIMO мне кажется такой похожей на кожу, нежной и почти теплой. Лепить из нее одно удовольствие. Она хорошо держит форму, податлива рукам.

Арт-дневник: Какой совет вы могли бы дать тем, кто хочет попробовать свои силы в создании кукол?

Г.С.: Только один — не медлите и начинайте, не бойтесь, и у вас все получится! Учитесь, и пусть желание делать кукол вас не покидает. Тогда все будет хорошо и ваши куклы тоже полюбятся людям!

Увидеть больше работ Галины и следить за ее творчеством вы можете на ее страничке ВКонтакте и в магазине на Ярмарке мастеров.

Восхищаться работами в комментариях можно и нужно, критиковать — нельзя. Я пристрастна, имею право :) А если у вас есть вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях! Галина готова на них отвечать!

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)