По мере своего развития система определения бестселлеров от Нью Йорк Таймс выделила книги для детей в отдельную категорию, а в ней были определены субкатегории. Сама эта система отвечала запросам читательской аудитории. В настоящий момент она требует дальнейшей эволюции в связи с явным прогрессом одних жанров и некоторым сужением круга читателей других. Но выделенная некогда субкатегория книг для дошкольников будет жить долго. Ведь книги попадающие еженедельно в заветную десятку самых продаваемых книг в этой субкатегории легко конкурируют по тиражам с романами.
Но если российский читатель уже приучен к тому, что на обложках переведенных книг боллита красуется маркер "Бестселлер Нью Йорк Таймс", что определенно говорит в пользу книги, то подобная маркировка книг для маленьких читателей оставляет в целом родителей у нас равнодушными. И это удивительно! По идее все должно быть с точностью до наоборот. Дело в том, что в художественной литературе наблюдается частая смена лидеров. Например, на этой неделе самой большой долгожительницей списка cтала книга Колин Гувер "Все закончится на нас". Она в списке 110 недель! Если мы заглянем в наш родной Лайвлиб, то увидим, что книга весьма популярна и у российского читателя. более 5 тысяч пользователей книгу прочитали, а 4 тысячи собираются.
Но первая тройка бестселлеров этой недели для дошкольников куда дольше держится в топе. Книга Эмили Уинфилд Мартин "Каким прекрасным ты станешь" (№1) в списке 348 недель, "Мелки объявили забастовку" Оливера Джефферса и Дрю Дейуолта (№2) - 356 недель, а "Драконы любят тако" Адама Рубина и Дэниела Салмиери (№3) аж 396 недель.
"Мелки" не так популярны как роман Гувер. 33 человека прочитали книгу, 16 планируют на Лайвлибе. То же самое и с "Драконами".
То есть мы наблюдаем синхронность интересов нашей публики к зарубежным романам и почти полную невосприимчивость к наиболее популярным книгам для маленьких. На самом деле это проблема. Ежегодно наши издатели переводят немало книжек для малышей. Их охотно покупают родители. Блогеры рассказывают о сотнях новых книг каждый год. Но наиболее популярные зарубежные детские книги как раз и выпадают из зоны внимания. В чем тут дело?
Прежде чем высказать гипотезу, обращу внимание на еще несколько интересных фактов. В году много праздников. Естественно, что при приближении Рождества, Пасхи, дня влюбленных и т.п. в десятку Нью Йорк Таймс попадают другие книги. Но когда сезон заканчивается все возвращается на круги своя. Так что если книга в списке бестселлеров 350 дней (7 лет), то фактически это не меньше 8-9 лет. А если книга так долго привлекает родителей и детей, то стоит присмотреться к ней. Не так ли? В ней есть что-то важное.
Помимо книг с таким долголетием есть книги менее часто возвращающиеся в список. Такими на этой неделе были "Книга без картинок" Новака, "Желаю тебе" Эми Крауз Розенталь, "Сердитая обезьяна" Сюзанны Ланг и книга из серии про Голубой грузовичок Алис Шертл.. Первые две изданы на русском языке с примерно тем же эффектом как и вышеназванные.
Разумеется, родители в любой стране стараются дать детям лучшее. Мне кажется, что дело в том, что у нас в детской литературе произошел давно перекос в сторону назидательной и информирующей литературы. не сам по себе, а вслед за дошкольным и младшим школьным образованием. Развитие детей воспринимается как интеллектуальное развитие вкупе с усвоением правил хорошего поведения. И, откровенно говоря, с этим не очень стыкуется "Тарканище" и "Кошкин дом", которые на удивление остаются лидерами чтения у нас. Почему? Потому что в них эмоциональная сторона и отношения героев важнее.
Так вот, книги годами лидирующее в Нью Йорк Таймс - это современное развитие представлений о том. что в дошкольном возрасте развивается опережающе эмоциональная сфера ребенка. Он осваивает сложные формы отношений между людьми и вырабатывает разнообразные поведенческие стратегии. Интеллект развивается тоже, но нагружать его начнут лет с восьми.
Книга Уинфилд Мартин помогает выстроить отношения между родителями и детьми с учетом неопределенности и непредопределенности будущего ребенка. В "Мелках" великолепно описываются различные роли в команде прямо в свете последних научных взглядов на ролевое поведение. Причем это доносится в легкой и веселой манере для маленьких. В "Драконах" в форме классической чепуховины развивается идея выстраивания дружбы со сверстниками в условиях риска не понять и не быть понятым. Так ненавязчиво, непрямолинейно и глубоко (и опять же в соответствии с пониманием психологии развития сложных человеческих отношений у детей). Родителей, читающих эти книги с детьми, заботит эмоциональная и социальная зрелость и готовность их детей.
На этой неделе в списке бестселлеров оказалось и "Плохое семечко" Джори Джона и Пита Освальда.
Хотя книга в списке только 8 недель, но заглянув на страницу Амазоне мы увидим, что эта книга и другие книги серии - абсолютные лидеры по части развития хороших манер. Идея та же - эмоциональное развитие, понимание отношений - главное, чем занимается литература для дошколят.
Возможно, и нашим родителям будет интересно, что и современная детская литература, и современная психология, и современная система образования настойчиво предлагают больше внимания уделять эмоциональному развитию дошкольников, умению разбираться в хитросплетениях отношений и вырабатывать эффективные стратегии поведения.
Может быть с таким багажом нашим подросткам станет интересно читать классическую литературу?