Найти тему

К 200-летию приезда Бромлеев в Россию.

Музей Авангарда в Галерее на Шаболовке с 27 апреля снова открывает свои двери и представит зрителям не только обновленную экспозицию, но и предметы, рассказывающие историю легендарной семьи Бромлей, переехавшей на Шаболовку ровно двести лет назад и значительно повлиявшую на отечественную экономику и промышленность.

Bromley (Бромли) – старинный город, начинавшийся с торгового поместья внутри графства Кент, теперь входит в границы Большого Лондона в качестве одного из тринадцати районных центров. Именно в этом поместье родился и вырос Джон Бромли, моряк Британского королевского флота, имевший сына-юнгу, сопровождавшего отца во многих плаваниях, которого звали тоже Джон. После смерти отца Джон младший поселился в Ганновере и восемнадцати лет от роду погрузился в изучение текстильно-суконного дела.

В 1822 году Джон Бромли приедет в Россию и станет родоначальником всех московских Бромлеев – легендарным Иваном Ивановичем Бромлеем. Но перед этим успеет послужить в армии Наполеона, дойти до Москвы, получить ранение в Бородинской битве, демобилизоваться в чине капитана, а потом ещё и принять участие в битве при Ватерлоо в качестве добровольца.

Приняв решение переехать в Россию, тогда еще Джон Бромли держит путь из Германии через Польшу, где знакомится с будущей женой, дочерью мельника и изобретателя, Вильгельминой Мюллер. Они создают большую семью, но их постигает несчастье – эпидемия скарлатины в короткий срок забирает несколько детей. В итоге остаются лишь четверо сыновей – Карл, Эдуард, Эмиль и Федор.

Глава семейства, по воспоминаниям внучки, имел очень тяжёлый несносный характер, был несимпатичным самодуром с «пиратскими» замашками (наверное, благодаря просоленной морской юности и боевому наполеоновскому прошлому). Он сурово обращался с детьми, требуя от них слишком много и довольно жестко, наказывая ремнем почти до их совершеннолетия.

-2

Зная английский, французский, польский, немецкий и русский языки, в совершенстве владея текстильно-суконным делом, Иван Бромлей так и не получил официального профессионального образования. Однако это не помешало ему работать преподавателем в текстильном училище, повергая в трепет молодежь и местную детвору. Кроме того, он успел отсидеть в местной тюрьме, в Титах на Большой Калужской, т. н. долговой яме (он ввязался в бизнес-партнёрство к К. Матвееву на его суконной фабрике, был обманут и подставлен вдовой Матвеевой).

Тут самое время вспомнить персонажа Бармалея у писателя Корнея Чуковского. Иван Иванович Бромлей мог бы запросто быть прототипом этого пугающего чудака внешностью и характером, моряцко-боевым прошлым (почти пиратским), если бы не мемуары самого К. Чуковского, который говорил, что его персонаж 1920-х годов – да, имеет-таки происхождение от фамилии Бромлей, но навеян названием улицы в Ленинграде, которая названа Бармалеевской ещë в ХVlll веке.

Пока И. Бромлей сидел в Титах, его сыновья вынуждены были выживать, работая кто где. Младшие так и не смогли получить хорошего образования. Положение семьи спас средний сын – Эдуард Бромлей, унаследовав любовь к изобретательству, технике и механике. Работая приказчиком в суконной лавке на Донской, он открывает здесь же, на окраинах Замоскворечья, мастерские по ремонту инструментов, постепенно привлекая в своё дело младших братьев. К 1857 году семейное дело превращается в инструментальный завод под названием «Братья Бромлей», где на начальном этапе сам Эдуард работал кузнецом, Эмиль – токарем, а Фёдор – поддувальщиком кузнецкого цеха.

К 1870 году братьям удалось развить завод в мощное предприятие с несколькими филиалами, производящее паровые машины, токарные и сверлильные станки. Постепенно они выкупили у соседей участки по Малой Калужской и Донской улицам, что позволило расширить границы завода. Была выкуплена земля в том числе и у Шервудов, живущих по соседству, кроме дома, позже перестроенного в сказочный терем, который навсегда остался окруженным заводом Бромлей.

-3

Когда братья выросли и возмужали, создав свои семьи, то уже и их сыновья стали работать на семейном предприятии. В какой-то момент Эдуард Бромлей решает оставить завод на младших братьев и увлекается стекольным делом, основывая в Юго-Западном Подмосковье (Подольский уезд) стекольный завод, а спустя годы строит и открывает свой второй стекольный завод в районе Рузы.

К 1892 году на заводе Братьев Бромлей работает больше тысячи человек, предприятие является основным поставщиком оборудования для отечественных железных дорог. В этом же году машиностроительный завод Братьев Бромлей получил награду "Государственный Герб Российской Империи". В 1896 году он был выкуплен кредитором (Русский банк внешней торговли) и преобразован в Акционерное общество механических заводов братьев Бромлей (три завода в одном районе).

-4

В 1913 году большая часть акций продана братьям Абельсон (тоже три брата), и к 1916 году завод был расширен и реконструирован. Братья Абельсон переориентировали производство под военные оборонные заказы для нужд Первой мировой войны.

После революции завод был национализирован и реорганизован новой советской властью. Началась эпоха легендарной истории завода и последующий бурный рост. Завод получил новое название «Красный Пролетарий» и высокоэффективно работал до конца ХХ века, продолжая всё это время оставаться районообразующим предприятием и лидером станкостроения в СССР и России.

Увидеть редкие экспонаты, представленные впервые в России, можно со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00 в Галерее на Шаболовке по адресу Серпуховский вал, 24, к.2. Подробности и билеты на сайте.