С 24 марта по 9 апреля 2023 г. в выставочном пространстве «Нигде кроме», расположенном в знаменитом здании Моссельпрома, в Калашном переулке 2/10, состоялась персональная художественная выставка Аллы Бединой – «Синдром предков. Психоанализ».
Алла Игоревна Бедина - современный российский художник-график, дизайнер и живописец. Член Союза художников России, Московского союза художников, Творческого союза художников России и Союза дизайнеров Москвы.
В небольшом выставочном пространстве сконцентрировалась самая суть, квинтэссенция художественного мастерства и философия понимания жизни – 11 картин из 20 проекта «Синдром предков. Психоанализ».
Это серьезный аналитический труд, выраженный графически – результат работы над собой, процесс преодоления неврозов, поиски потерянного «себя» и торжество победы личных страхов, проблем и комплексов. Это очень искренний рассказ о несчастливом детстве, понятный многим, болезненный, выстраданный и отдающий горьким послевкусием, наложивший мрачную тень на взрослое настоящее.
Проект Аллы Бединой честно вскрывает нарывы, мучительно томившие ее с детства. И только став взрослой, ей удалось с помощью психолога и продолжительной работы с собственным подсознанием скорректировать сбитые настройки травмированного детства и разорвать семейный сценарий. Создать новую модель своей жизни и самой себя – без тяжелого груза прошлых обид, без рефлексии по несбывшимся мечтам, без тоски и разочарований в родителях.
"Семейный сценарий" - диптих, главная и первая работа цикла, с нее начался путь в собственное подсознание и исследование темы "Треугольник судьбы".
Алле пришлось сочинить судьбу своих родителей, чтобы объяснить самой себе, почему все сложилось именно так, как сложилось. Чтобы попытаться понять мать, не соответствующую классической роли матери. И найти тот триггер, спровоцировавший скольжение отца к алкоголизму, и превращение его в пугающий детский кошмар.
«Привет из Крыма» - игривая композиция с неровными строчками текста – цитатами писем, написанных на открытках. Два письма – как две приоткрытых дверки в другое время, отсветы минувшей эпохи, строя, правил и стандартов. И два мировосприятия – надуманных, фальшивых, не слышащих друг друга.
Это было очень модно отправлять с курорта весточки родным, бойко рапортуя о достигнутых успехах «дружной семьи»: «Аллочка хорошо загорела и поправилась на 4 кило 300 граммов», перечисляя достопримечательности, на которые уже посмотрели и, сообщая перечень, куда еще непременно нужно попасть.
И ответное письмо от матери, бабушки Аллы. Диссонансом сквозит сквозь такие же пафосные формальные строчки радости «за тебя и твою дружную семью» неприкрытое одиночество и тоска по дочери. «Немножко скучаю по Вам. Напиши, когда Ирина Николаевна разрешит мне приехать».
И внезапно самая последняя фраза все опрокидывает, подвергая сомнению адекватность автора. «Все было бы хорошо, если бы не Нюра из соседнего дома повадилась нам в суп чернила подливать, да залазить к нам форточку на третий этаж и поганые рожи корчить, мерзавка».
Алла Бедина нашла очень необычную форму подачи идеи проекта: подобно древнему манускрипту, сквозь рукописный текст проступают изображения, как всплывающая визуализация написанного. Алла разработала уникальный авторский шрифт, как самодостаточный изобразительный ход, рифмующийся с рисованием от руки, плавно перетекающий в иллюстрации, сливаясь с ними в единое целое.
Одним холстом, маслом и живописно-графической композицией с вплетенными блоками текста Алле Бединой удалось передать драматизм судьбы своей матери. «Отчаянно смешная» история, скрывающая за внешне благополучным фасадом возникшую трещину, стремительно разверзающуюся в пропасть между членами одной маленькой семьи.
Потребовался не один сеанс психоанализа, чтобы разобраться в себе, и объяснить, что родительская жестокость была не потому что, ребенок был не достаточно хорош, а потому что мать и отец сами были «троечниками» - неудачниками и глубоко несчастными людьми.
«Сеанс психоанализа» - работа, олицетворяющая личные страхи, клокочущие в пучине подсознания и негативные эмоции, вызывающие сильные переживания.
Алла рассказывает, что сюжет возник внезапно. После очередного занятия с психотерапевтом она вдруг нашла конкретную форму глубинных проблем, и испытала острую потребность это нарисовать, составить «Арт-реконструкцию внутреннего состояния».
Получилась очень выразительная, пугающая работа. Она притягивает и отталкивает одновременно. Хочется попятиться, но не можешь оторвать взгляда. Внимательно рассматриваешь представленные ужасы и, содрогаясь, завороженно исследуешь композицию, читаешь текст и погружаешься в эту бездну.
«Синдром предков» - это одна из ключевых работ в представленном цикле.
Здесь собрано и откровенно предъявлено, всё то, что таится в глубинах души художника Аллы Бединой. Искренняя, откровенная практически обнаженная душа, высвечиваемая беспристрастным фонариком-прожектором психоаналитика, вытаскивающего на свет кошмары.
В центре композиции – автор. Взрослый, бережно охраняющий своего внутреннего Ребенка от натиска врагов – монстров – орущей постоянно матери, срывающей свой гнев на беззащитной дочери и деградирующий от алкоголизма отец, ассоциирующийся с драконом. И тут же нетвердой детской рукой нарисован потрет отца – говорящая метафора – дракон. Образ матери гротескный, жесткий, неприятный. И реакция на него – истерика ребенка от несправедливости и бессилия.
Внимание привлекают настораживающие и многое объясняющие детали: сетка-авоська с бутылками в руке дракона-отца, автомобиль, увязший в снегу с распахнутой дверью и багажником, корпулентная фигура матери, одетая в модное платье и туфли, ухоженная, с прической и выщипанными бровями.
И очень важный элемент композиции – чемодан – символ, который Алла Бедина размещает во многих своих работах. Это аллегория памяти, багажа, воспоминаний, фото, писем и прошлого. Вместилище тайн и семейных секретов.
И трагичный исход: отца – забившийся под кровать, потерявший свою идентичность, выживший из ума старик.
Мать: ужасающая деградация – одинокая сумасшедшая старуха, сидящая возле унитаза, намек на аналогию – бездарно спустившая всю свою жизнь, замалчивая личные проблемы, которые перебродили в уксус и отравили душу и сознание.
Но не все так печально на этом обитаемом острове в океане тоскливой памяти. Был еще один важный персонаж – это дедушка лирической героини. Он частично заменил ей отца, водил внучку на занятия, принимал участие в собраниях родительского комитета и активно выбирал ребенку «правильную литературу», неуклюже формируя «правильную личность» ребенка.
"Друзья" - работа, отражающая общий дух эпохи строителей коммунизма, сталинских лозунгов, газетных полос с «выписками из протоколов заседаний тройки при управлении НКВД СССР», как бормочущее фоном радио и бодрый голос диктора, зачитывающий официальные новости.
В центре композиции – сам дед и его друзья. Х/б трусы, но в галстуках и в головных уборах, модных в 20-е годы 20 века. Композиция насыщена маленькими деталями, раскрывающими характер деда, его образ жизни и предпочтения. Это графин водки с неизменной селедкой, черным хлебом и солеными огурцами, это денежная ассигнация и бонна успешного деятеля своего времени, пенсне и пачка сигарет заядлого курильщика. Это пароход, на котором так любил путешествовать по Волге дед и, возможно, крутить многочисленные коротенькие романы – на что намекают безвкусные стихи образ полуобнаженной девицы.
И большой кожаный портфель, в который помещалось очень много ценных бумаг, проштампованных и подписанных. Часы – атрибуты важного человека, и статус – дорогие карманные часы-хронографы.
Проект «Синдром предков. Психоанализ» касается сложной серьезной темы, и убедительно раскрывает ее, честно, без позирования и самолюбования, откровенно вытаскивая наружу свои несовершенства и провалы.
Алла Бедина нашла очень интересный ход: она выбрала тон легкой иронии и самоиронии, преподнося зрителям не погружающую в уныние давящую проблемами концепцию, а создав цикл «картин-игр». Она сумела включить юмор в соавторы, и это дало возможность подняться над проблемами, преподнести драму шаржировано, детским пляшущим шрифтом поясняя мысли и тем самым снизить пафос и глобальность замысла.
Ее почти монохромная палитра отсылает к пожелтевшим черно-белым старым фото, и легко рифмуется с лаконичными вкраплениями яркого красного цвета – алого в арбузе, на губах и ногтях матери, в сургучных печатях, на этикетке портвейна, сброшенных босоножках и мундире польского барона. Этот красный бросается в глаза, как сигнал светофора, накаляя концепцию, символично выделяя главное.
Быть может, не овдовев рано, а оставаясь женой барона, бабушкина жизнь сложилась бы счастливее, и не случилось бы такого мучительного сценария с нелюбимым мешающим ребенком и одинокими, замкнутыми на себе взрослыми. Ведь все хорошо начиналось: отпуск, Гагры, паровоз и фото вдвоем на фоне моря – идеальная картинка счастливой жизни.
Только этот «счастливый роман» в реальности скатился в драму, превратив ребенка в жертву, навязав дочери роль марионетки, стремящейся изо всех сил заслужить если не любовь, то хотя бы одобрение взрослых.
Алла Бедина называет свой проект «Путешествием в глубины подсознания». Так спокойно, уже без надрыва, отчаяния и боли может говорить о самом личном только человек, сумевший посмотреть в глаза своим страхам и найти первопричину, источник и самое начало запущенной программы разрушения. И человек, сумевший понять и даже простить родителей за нелюбовь, грубость и отстранённость, за злость и равнодушие.
Переболев, пережив и отпустив, Алла поднялась над своими мучительными воспоминаниями и накопившимися за жизнь неразрешимыми проблемами, абстрагировалась и посмотрела на себя со стороны. Но художники, как люди, мыслящие красками на холстах, результаты умозаключений умеют визуализировать. А талантливые художники делают это с блеском. Так появляются на свет неординарные проекты, обнажающие и препарирующие душу. И именно такая откровенность притягивает и цепляет.
Очень много зрителей сталкивались с разрушающими сценариями, которые им сформировали матери. Очень много людей на личном опыте прошли ад ненужности ребенка и тотального равнодушия взрослых. Именно поэтому проект «Психоанализ» бьет по чувствам, задевает эмоциональные струны и прочно оседает в сознании, поднимая со дна личные неразрешенные проблемы.
Рассматривая полотна Аллы Бединой, читая текстовые посылы, взрослый зритель испытывает острое желание обнять ту маленькую девочку, лирическую героиню Проекта, чтобы хоть как-то компенсировать ей недоданную нежность и ощущение любви, нужности и ценности маленького человечка.