Валентин Фальтлхаузер (28 ноября 1876 года — 8 января 1961 года) — был немецким психиатром и во времена национал-социализма участвовал в преступлениях, связанных с эвтаназией, в качестве «эксперта T-4» и директора областной больницы в Кауфбойрене и её отделения в Ирзее. Помимо взрослых, в детском отделении убивали и несовершеннолетних. Фальтлхаузер был одним из врачей, которые использовали свои научные знания в соответствии с нацистской расовой политикой и политикой в области здравоохранения, ориентирующейся на соображения экономической целесообразности, став, таким образом, преступниками. После окончания войны Фальтлхаузеру было предъявлено обвинение после окончания войны и он был приговорен к трем годам тюремного заключения, но исполнение приговора было отложено, и в 1954 году он был помилован.
Валентин Фальтлхаузер закончил среднюю школу в Амберге, после чего начал изучать право в Мюнхенском университете, который бросил после одного семестра. Следуя своим интересам и склонностям, он поступил на медицинский факультет все того же Мюнхенского университета, где отучился два года. 1899 году он перевелся в Университет Эрлангена. В центре его внимания были нервные заболевания. После окончания учебы Фальтлхаузер стал сначала помощником, а затем, с февраля 1904 года, ассистентом врача в окружной психиатрической больнице Эрлангена. Он получил степень доктора медицины в Университете Эрлангена, его диссертация была опубликована в 1906 году. С октября 1914 года по середину июня 1918 года Фальтлхаузер участвовал в Первой мировой войне в качестве штабного врача резерва и полкового врача 20-го баварского резервного пехотного полка.
Первоначально он занимался психиатрической деятельностью в традиционном изоляторе временного содержания с очень ограниченными терапевтическими возможностями. Ситуация изменилась только после того, как психиатру Густаву Кольбу, директору учреждения в Эрлангене, после окончания войны удалось реализовать свои реформаторские идеи, и вместе со своим старшим врачом Фальтлхаузером инициировать международно признанную реформу психиатрии с концепцией «открытого ухода». Концепция основывалась на амбулаторном лечении и развитии сети социальной поддержки для людей с хроническими психическими заболеваниями. Благодаря реформе удалось улучшить лечение больных и увеличить социальную и трудовую вовлеченность пациентов.
С 1920 года Фальтлхаузер выполнял функции социального врача в дополнение к своей работе в качестве старшего врача, а с мая 1922 года — штатного врача. В конце концов Фальтлхаузер вошел в число ведущих психиатров-реформаторов и в ноябре 1929 года стал директором лечебного учреждения в Кауфбойрене, где он также организовал «открытый уход». В 1927 году вместе с Густавом Кольбом и Хансом Ремером он опубликовал книгу «Открытый уход в психиатрии и ее пограничных областях».
Еще в 1932 году в учебнике по психиатрии он отдавал предпочтение лечению хронически больных и выступал против мер эвтаназии. Однако Фальтлхаузер, которого считали представителем «открытой психиатрии» с концепцией «отсутствия ограничений» (концепция лечения в психиатрии, призывающая воздерживаться от любой формы механического принудительного лечения), также с самого начала преследовал цель отсеять так называемых «психопатов»:
«…Один из самых сложных вопросов, который приходится решать при лечении психопатов, — это вопрос о браках психопатов. Вряд ли будет преувеличением сказать, что 80% мужчин-психопатов повторно женятся на женщинах-психопатках. Обязанностью органов опеки будет по возможности предотвращать такие браки, если они станут известны им... [Поскольку даже] неустанное просвещение [здесь бесполезно], возможно, стимул к лишению гражданских прав также может быть успешным».
После прихода к власти национал-социалистов концепция «открытого ухода» потеряла свое значение. Вместо настоящего лечения основной целью стал контроль, постулируемое «общественное здравоохранение» имело приоритет над индивидуальными потребностями пациентов. Фальтлхаузер без колебаний принял цели расовой политики и политики здравоохранения национал-социалистов. Он основал местное отделение Немецкого общества расовой гигиены и стал сотрудником Управления расовой политики НСДАП. Он также заседал в так называемом «Суде по наследственным заболеваниям» в Кемптене и выносил решения о принудительной стерилизации.
Позже Фальтлхаузер был назначен членом «Имперского комитета по изучению наследственных заболеваний», учреждения, которое занималось подготовкой детской «эвтаназии». С 6 сентября 1940 года Фальтлхаузер работал «экспертом Т-4». Он обрабатывал регистрационные формы пациентов из лечебно-профилактических учреждений и решал, кого из пациентов следует классифицировать как «пригодных к эвтаназии». Таким образом, Фальтлхаузер был непосредственно причастен к преступлениям, связанным с «эвтаназией». Он также участвовал в разработке закона об «эвтаназии» («Закон об эвтаназии неизлечимо больных»), который был принят в октябре 1940 года, но не вступил в законную силу.
К августу 1941 года более 600 пациентов областной больницы в Кауфбойрене были убиты в газовых камерах нацистских центров смерти Графенек и Хартхайм. После окончания «Программы Т-4» Фальтлхаузер использовал другие методы умерщвления в рамках «децентрализованной эвтаназии»: он морил пациентов голодом или убивал с помощью передозировок препаратом Люминал, а в отдельных случаях (детей) — инъекциями морфина и скополамина. При таких обстоятельствах в больнице Кауфбойрена, в период между 1939 и 1945 годами, умерло от 1200 до 1600 пациентов, в том числе около 210 детей.
На конференции директоров баварских больниц в Министерстве внутренних дел Баварии 17 ноября 1942 года Фальтлхаузер рассказал о своем опыте введения специальной обезжиренной диеты (т.н. «э-диеты») для пациентов, признанных недееспособными, и которые обычно умирали спустя три месяца после её начала. Во время этой конференции государственный комиссар Баварии Вальтер Шульце призвал присутствующих директоров больниц сократить питание для «нетрудоспособных» пациентов по методу Фальтлхаузера. 30 ноября 1942 года Шульце подписал «Декрет о голоде», обязывающий директоров учреждений «незамедлительно принять соответствующие меры». Главными действующими лицами этой меры были Фальтлхаузер и Герман Пфаннмюллер — старший врач и заместитель директора в больнице в Кауфбойрене, а с 1938 года — руководитель лечебно-профилактического учреждения «Эглфинг-Хаар».
Убийства пациентов продолжались даже после окончания войны. Четырехлетний Ричард Йенне был умерщвлен в больнице в Кауфбойрене 29 мая 1945 года, заместителем Фальтлхаузера, Лотаром Гёртнером. Врач, вернувшийся из плена, сообщил американцам об убийствах, происходивших в немецких больницах. Два американских офицера и фотограф осмотрели больницу 2 июля 1945 года, через двенадцать часов после смерти последнего взрослого пациента. После этого Фальтлхаузер, как директор больницы, был арестован. Не дожидаясь собственного ареста, Лотар Гёртнер покончил жизнь самоубийством, повесившись на шнуре ночника.
Медсестра в больнице в Кауфбойрене рассказала, что ей приходилось убивать детей по приказу Фальтлхаузера. Как правило, пациентам давали таблетки люминала, растворенные в чае, иногда, в отдельных случаях, люминал вводили путем инъекций. Больные умирали через два-три дня. Сообщалось, что инъекции морфина и скополамина делались только в отдельных случаях особо беспокойным детям. Большую известность приобрел Эрнст Лосса, убитый в возрасте четырнадцати лет в областной больнице Кауфбойрен. Эрнст провел детство в детских домах: его отец погиб в концентрационном лагере. Лосса считали «необучаемым» поэтому, хоть он и не был инвалидом или психически больным, Валентин Фальтлхаузер, как эксперт «Программы Т-4», принял решение об его «эвтаназии». 9 августа 1944 года, по приказу Фальтлхаузера, Эрнст был убит двумя инъекциями морфина и скополамина. В свидетельстве о смерти Эрнст Лосса классифицируется как «асоциальный психопат», а причина его смерти указана как «бронхопневмония». Его судьба вызвала большой интерес у американских следователей, поскольку он не был инвалидом.
Вместе с четырьмя другими сотрудниками больницы в Кауфбойрене Фальтлхаузер был обвинен в причастности к преступлениям, связанным с «эвтаназией», в окружном суде Аугсбурга. Фальтлхаузер был приговорен к трем годам тюремного заключения в июле 1949 года за подстрекательство к совершению непредумышленного убийства. После неоднократных отсрочек исполнения приговора в связи с недееспособностью, в декабре 1954 года министр юстиции Баварии помиловал его, а также повторно назначил пенсию, которая на тот момент была отменена.
После войны Фальтлхаузер оправдывал свое преступное поведение чувством долга, состраданием и общественным давлением. Как государственный служащий, он был воспитан так, чтобы подчиняться соответствующим приказам и законам:
«В любом случае, я действовал не с целью совершения преступления, а, напротив, проникнутый сознанием необходимости проявить милосердие к несчастным созданиям, с намерением избавить их от страданий, неизлечимых средствами, известными сегодня, то есть действовал как истинный и добросовестный врач».
В результате многолетних дискуссий по поводу «эвтаназии» он принял общественное мнение и поэтому не сомневался в правомерности указа Гитлера «об эвтаназии».
Один из ведущих психиатров, занимавшихся расследованием преступлений, связанных с нацистской «эвтаназией», Михаэль фон Кранах, который был директором областной больницы в Кауфбойрене с 1980 по 2006 год, считает аргументы неубедительными: так называемое «разрешение фюрера» не имело юридической силы, конкретная последовательность убийств превращала аргумент жалости в насмешку, и не было никакого общественного давления по этому поводу.
Валентин Фальтлхаузер умер в Мюнхене в 1961 году в возрасте 84 лет.
Оригинал: