В первой части статьи мы узнали об основных вехах в истории печатных шрифтов и гарнитур, как и в связи с чем создавались новые и выходили из обихода старые. Но, как водится, необъятное мы не объяли, поэтому во второй части мне хотелось бы уделить внимание менее эпохальным и порой курьёзным аспектам.
Зачем, когда и где придумали курсив?
Мы привыкли, что в стандартных гарнитурах есть минимум 2 типа выделения – жирный и курсив. Функция жирного шрифта очевидна и неоспорима – он сразу бросается в глаза, визуально сильно выделяясь, особенно в заголовках. Но в больших текстах использование его нежелательно, он дробит макет и мешает восприятию остального текста, особенно, если выделено не одно слово, а предложение, например, прямая речь. Курсивный же шрифт не вступает в конфликт с обычным начертанием и смотрится гармонично. Однако изобрели его изначально с иной целью.
Курсивный шрифт был придуман примерно через полвека после того, как Иоганн Гутенберг напечатал на новоизобретённом станке свою знаменитую Библию. Первая книга с курсивным шрифтом была издана в 1501 году венецианским книгопечатником Альдом Мануцием и это было издание сочинений Вергилия. Но, в отличие от современного использования в качестве акцента, книга была полностью напечатана курсивом. Мануций начал издавать книги небольшого формата, которые удобно было бы носить с собой, для чего и потребовался более убористый шрифт. Автором шрифта стал гравёр из Болоньи Франческо Гриффо, а тот в свою очередь, вдохновлялся почерком итальянского гуманиста рубежа XIV–XV веков Никколо Никколи. Книги издательского дома Альда Мануция считаются шедеврами книгопечатания эпохи Возрождения, и, учитывая всё вышесказанное, неудивительно, что во многих странах курсивный шрифт стал называться и до сих пор называется «италик».
Солидные письма для солидных господ
Искусство типографики получило значительный толчок в 20 веке – новые времена требовали новых технологических решений и визуальных находок, и без забавных случаев тоже не обошлось.
Однажды премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль принял письмо президента США Франклина Рузвельта за типографский документ. Дело в том, что чаще всего пишущие машинки имеют моноширинный шрифт (когда все символы одной ширины). В 1944 году IBM выпустила машинку с пропорциональным шрифтом под названием Executive и подарила первый экземпляр Рузвельту. Люди, привыкшие к моноширинному машинописному тексту, принимали напечатанное на Executive за документы, изготовленные типографским способом. Черчилль, получив от Рузвельта первое подобное письмо, ответил: «Хотя наша переписка и важна, нет нужды печатать её в типографии».
Шрифты в борьбе с коррупцией
Шрифты могут даже помочь уличить политика в коррупции! В 2016 году в сеть попали документы, в которых говорилось о том, что Наваз Шариф извлекал незаконную выгоду из пребывания на должности премьер-министра Пакистана начиная с 1990-х гг. и скрывал состояние в оффшорных компаниях. Расследованием занималась Объединенная следственная группа, в которую входили представители полицейских, военных и финансовых кругов Пакистана.
Раскрытию дела больше всего помог шрифт Microsoft Calibri. В ноябре прошлого года дочь Шарифа Марьям опубликовала в твиттере фотографию декларации о доверительном характере собственности, которая якобы была составлена в 2006 году. Изучив фотографию, следователи поняли, что перед ними фальшивка, потому что шрифт Calibri появился лишь в 2007 году. Таким образом, Шариф был признан виновным, и не только лишился своей должности, но и был приговорён к штрафу и 10 годам тюремного заключения.
О нет, только не эти шрифты…
Однако не все шрифты одинаково полезны. Если гельветика и Times New Roman – вечная классика, то гарнитуры необычной формы быстро приедаются, становятся неактуальными и даже раздражающими, и первенство по «ненавистности» среди шрифтов удерживают комик санс и папирус. Что же в них настолько ужасного?
Папирус был разработан в 1982 году и быстро стал довольно популярным, но сейчас среди дизайнеров использовать его считается моветоном. Одной из причин этого называют китчевость и недостаточную аутентичность – к Древнему Египту ли отсылает визуальный стиль шрифта или к Месопотамии или к чему-то ещё? Но главной причиной, несомненно, является его чрезмерное и не всегда уместное использование, настолько, что он вызывает эффект дежавю. Вывески, объявления, брошюры и один из самых громких примеров - логотип всемирно популярного фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона.
Чтобы лучше прочувствовать боль дизайнеров, посмотрите душещипательный скетч с Райаном Гослингом, снятый в рамках комедийной передачи Saturday Night Live.
Но если Papyrus всё же не столь распространён в русскоязычном пространстве, то Comic Sans, наверное, хоть раз неиронично выбирал каждый пользователь Microsoft Office старше 30 лет. Шрифт был разработан в 1994 году для весьма незамысловатой цели. В систему Windows тогда была встроена программа-помощник, где мультяшная собачка давала подсказки по работе с компьютером, и смешной шрифт был нужен для её прямой речи — потому что обычные шрифты выглядели слишком формально и этому персонажу не подходили.
Затем шрифт попал в список шрифтов по умолчанию в Windows, где были обычные наборные гарнитуры и единственный креативный вариант — Comic Sans. Естественно, он привлёк внимание и начал использоваться повсеместно, в девяностые популярность шрифта была колоссальной. Тогда у людей начали появляться компьютеры и принтеры, пользователи начали печатать документы, доклады, открытки и флаеры, делать презентации и даже запускать собственные сайты, используя шрифт, созданный для прямой речи нарисованной собачки, к месту и не к месту, в том числе в серьёзных документах и в неподходящих контекстах.
Один из самых широко известных примеров – презентация открытия бозона Хиггса от Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN), настолько плохо сделанная с точки зрения дизайна, что кажется какой-то пародией.
Есть у шрифта Comic Sans также объективные недостатки с точки зрения дизайна. Например, ширина его линий неизменна, поэтому на стыке нескольких штрихов образуется слишком большое тёмное пятно. Обычно в шрифтах этого избегают, слегка уменьшая толщину линий на стыках. Также специфическая форма букв Comic Sans не позволяет сделать гармоничные межбуквенные интервалы - одни буквы «слеплены» друг с другом, другие стоят слишком далеко. Все эти детали осложняют чтение длинных текстов, напечатанных Comic Sans, а крупные надписи выглядят некрасиво.
В наше время Comic Sans могут использовать крайне неискушенные в дизайне люди, ведь сейчас есть выбор среди множества других гораздо более эстетичных альтернатив. Также он по-прежнему уместно смотрится в комиксах, мемах и метаироничных картинках. Появляются и забавные отсылки в популярной культуре, один из самых заметных примеров – персонажи культовой компьютерной игры Undertale, братья-скелеты, которых так и зовут – Sans и Papyrus. Причём, реплики персонажей в игре прописываются соответствующим шрифтом.
Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю
Для облегчения работы дизайнера иногда используются панграммы. Панграмма (с греч. — «все буквы»), или разнобуквица, — специально составленный короткий текст, использующий все или почти все буквы алфавита, по возможности не повторяя их. С их помощью можно увидеть начертания знаков шрифта, а также его удобочитаемость.
Большой набор русскоязычных панграмм приводит в своём «Ководстве» дизайнер А. А. Лебедев:
Любя, съешь щипцы, — вздохнёт мэр, — кайф жгуч.
- Шеф взъярён тчк щипцы с эхом гудбай Жюль.
- Эй, жлоб! Где туз? Прячь юных съёмщиц в шкаф.
- Экс-граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!
- Эх, чужак! Общий съём цен шляп (юфть) — вдрызг!
- Эх, чужд кайф, сплющь объём вши, грызя цент.
- Чушь: гид вёз кэб цапф, юный жмот съел хрящ.
Немного более осмысленные тексты появляются, если не ставить задачи использовать каждую букву только один раз:
- Эй, цирюльникъ, ёжик выстриги, да щетину ряхи сбрей, феном вошь за печь гони!
- Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц.
- Однажды съев фейхоа, я, как зацикленный, ностальгирую всё чаще и больше по этому чуду.
- Щипцами брюки разлохмачу,
Гребёнкой волосы взъерошу.
Эффектно ожидать удачу
До самой смерти я не брошу!
В качестве заключения
Итак, как мы можем убедиться, нельзя недооценивать значение выбора шрифта, мы попадаем под их влияние незаметно для нас самих, и, надеюсь, теперь вы сможете взглянуть на шрифты под другим углом.
[рис. 22]
В заключение приведу цитату дизайнера и преподавателя истории шрифта и типографики в НИУ ВШЭ Дениса Машарова:
«Искусство печати в моем понимании — это общение. Когда мы разговариваем с человеком, мы не только слушаем что он говорит, но и как он говорит, как он выглядит. Это и есть искусство типографики — невербальное общение. Придание тексту дополнительных коннотаций».
Кореневская Елена Алексеевна, библиотекарь отдела литературы на языках народов мира