Найти в Дзене
Александр Долгих

3 самых распространённых мифа советской власти о царской России

Оглавление

С приходом к власти большевиков, в стране началась новая пропаганда. Большая её часть сводилась к тому, что царь был плохим, а советская власть ― хорошая. Якобы в Российской империи народ жил крайне бедно и тяжело, а с приходом Советов ― с каждым годом живёт всё лучше и лучше. Среди большевистских мифов о царской России ― кровавый тиран Николай II, отсутствие образования в империи, голод и нищета.

Население Российской империи было малограмотным?

Вопреки распространённому в СССР мифу, образование, в том числе высшее, в царской России было. В течение периода XVIII и XIX веков количество грамотных, то есть умеющих хотя бы читать и писать людей, постоянно росло. Этому способствовала повсеместная организация церковно-приходских школ: они включали в себя один или два класса. Изучали в таких заведениях основы христианской религии, арифметику, чтение, письмо, церковное пение, историю.

К 1727 года в России было 46 епархиальных школ в них учились дети духовенства: всего около 3000 человек. В начале XVIII века уже были открыты Артиллерийская школа, Медицинское училище, Школа математических и навигационных наук, Инженерная школа, а к середине века открылись Академия художеств и Московский университет. Позднее в разных городах стали открываться училища, университеты, институты, готовящие специалистов по медицине, сельскому хозяйству, ветеринарии, строительству, горному и военному делу, языкам, музыке, педагогике, художественным искусствам и прочим наукам.

Существовали и специализированные женские учебные заведения: Епархиальные училища, Высшие женские курсы, Институты благородных девиц. Упор в таких учреждениях высшего образования делался на языки и домоводство: точным наукам уделялось мало времени.

-2

С 1864 по 1917 года открывались так называемые Земские школы: в них обучались три, а с 1900 года ― 4 года. Принадлежали такие школы министерству народного просвещения. Школы посещали дети 7―12 лет: более старших часто не отпускали родители, ведь нужно было работать в поле, присматривать за скотиной и так далее. Менее 30% учащихся составляли девочки: их заставляли заниматься домашними делами с самого юного возраста. К 1880 году была проведена перепись Земских училищ: их по России насчитали 9108. Это более 478 тысяч учеников. Также существовало несколько тысяч сельско-общественных училищ, казённых училищ, церковных и частных школ, которые посещало почти 230 тысяч человек.

К 1915 году в Империи насчитывалось более 50 тысяч начальных школ, а грамотными в разных регионах были от 39 до 85% детей в возрасте 8―11 лет. При этом начальное образование ещё не было обязательным.

-3

Николай II ― кровавый тиран и живодёр?

Николай II вовсе не был кровавым тираном и не ненавидел свой народ. «Кровавым» его стали звать не после трагедии на Ходынском поле, когда на праздновании коронации в давке при раздаче царских подарков погибло 4 тысячи человек. Виноват в их гибели был не император, а те, кто организовывал празднование и не обеспечил достаточной охраны.

Прозвище «Кровавый» царю дали после Кровавого воскресенья, когда власти расстреляли мирную демонстрацию рабочих Петербурга, пришедших к Зимнему дворцу с петицией о рабочих нуждах. Тогда из 140 тысяч демонстрантов погибло (было застрелено или задавлено) до 4,6 тысяч человек. Только вот сам император не приказывал стрелять в протестующих: его вообще не было в городе. Николай II 8 января 1905 года даже не присутствовал на собрании, на котором обсуждалась ситуация в столице.

-4

Контрреволюционный террор, происходивший в 1906―1910 годы, большевики также приписывают императору. В те годы военно-полевые суды казнили 3,5 тысяч человек, в прошлые же 80 лет ― всего 200 человек. Из исторических документов известно, что такую инициативу ввёл Пётр Аркадьевич Столыпин, а император просто не оспорил данный факт.

Не был император и жестоким живодёром. Он, как и его отец с дедом, ходил на охоту, где убивал животных из ружья. Известно, что он порой убивал бродячих животных и животных-вредителей сельского хозяйства. Только вот в те годы убийство ворон, портивших урожай, диких собак, смертельно опасных для граждан, ястребов и хорьков, уничтожавших домашнюю птицу, было разрешено и преследовало вполне практичные цели. Доказательств особой жестокости Николая II к какой-либо живности советская власть не представила.

-5

В Российской империи была нищета и всеобщий голод?

Дореволюционное сельское хозяйство отнюдь не бедствовало, а граждане Империи могли голодать лишь в особо неурожайные годы. Дабы очернить Николая II, да и предыдущих правителей, власти СССР приписывали себе победу над отсутствием продовольствия в стране и бедностью.

-6

Только вот народ в царской России вряд ли голодал: исключение составляют периоды неурожаев 1891—1892 годов и 1910—1911 годов. Если верить официальным документам, только в эти периоды смертность населения повышалась, а рождаемость ― снижалась. Эти периоды голода приносили намного меньший ущерб демографии, чем, например, голодомор в Украине и Поволжье ― уже при советской власти. Рождаемость в царской России была высокой, как и смертность, но вполне сопоставимой с показателями «раннего» СССР.

Так как неурожаи в Империи происходили каждые 7―9 лет, в стране делались запасы зерна, которые постоянно пополнялись, и, при необходимости, поставлялись в нуждающиеся регионы. К 1913 году у многих крестьян на сберкнижках хранилось до 200 рублей: на современные деньги это почти 350 тысяч российских рублей.

-7

Против версии с всеобщей бедностью и голодом, говорит тот факт, что Империя в 1904―1913 годы неоднократно становилась лидером по производству и экспорту зерновых, молока, яиц, животного масла и пр. Потребление пищевых продуктов населением также выросло: картофеля стали есть больше на 14%, пшеницы ― на 23 %, кукурузы ― более чем на 112 %. Подсчитать точное потребление в те годы молока, мяса, яиц, прочих животных продуктов сложно, ведь учёт домашней скотины практически отсутствовал. Эксперты же утверждают, что в предреволюционные годы дела в сельском хозяйстве обстояли значительно лучше, чем перед Второй мировой войной.

Мой канал в Телеграме и ВКонтакте, а ниже ещё несколько интересных статей: