22 апреля 2023 год, Калининград. Столица самого западного региона России отмечает 299-годовщину со дня рождения великого ума Европы – Иммануила Канта. Каждый калининградец гордо называет его своим земляком. Остров, над которым возвышается Кафедральный собор, главный кантовский символ, носит имя философа. Традиционно в день рождения Иммануила Канта город буквально дышит его идеями. Их вспоминают, обсуждают, переосмысляют. Музыкальная стендап-драма «Тайные правила Канта» стала обязательным штрихом на событийном календаре этого дня. Спектакль, задуманный художественным руководителем Кафедрального собора Верой Таривердиевой и воплощенный мастером драматургии и импровизации, режиссером Дмитрием Минчёнком, показывается только в Калининграде, только в Кафедральном соборе, только в день рождения Иммануила Канта, только в том виде, в котором он есть здесь и сейчас, другого представления больше не будет. Это импровизация, она не допускает повторения одной и той же мысли.
«Впереди меня ждет долгий разговор с богом»
Кажется, Дмитрий Минчёнок начинал работу над «Тайными правилами Канта» буквально по-кантовски. Сложно представить, сколько усилий он приложил к тому, чтобы осознать внутренний мир и сумму жизненных обстоятельств выдающегося философа, непростого для понимания неподготовленной публики.
Но ему удалось разложить Иммануила Канта в понятном и драматургически цепляющем виде. В зале – аншлаг.
С первых минут спектакля зритель вовлечен в круговорот воспоминаний, вопросов и размышлений. Минчёнок-артист даёт понять: вы – во внутреннем мире Канта.
Минчёнок-режиссер выстроил на сцене пространство головного мозга, раскрыв фундаментальные точки гениального разума. Всегда интересно, что скрыто за его пределами? Есть ли они?
Космический видеоряд, сопровождающий спектакль, заявляет, что нет. Кант-философ – это бороздящий межпланетное пространство космический корабль, пространство его мыслей – это звенящая бесконечность. Только в пространстве космоса он позволяет себе быть собой. Его космос – дневники, штурвал его корабля – перо. Его мысли – россыпь звезд, которые отражаются в каждой луже.
Минчёнок-автор не представляет Канта ни в пафосе, ни в сухом академическом понимании. Мы видим Канта-человека, окутанного тенями и страхами. Каковы пределы этой стороны сознания, что очерчивает границы сомнений Канта? Письменный стол, обезличенные, но идентифицируемые по «густым мазкам» образы близких людей, ширма, за которой разворачивается отдельное интимное представление посредством теней – сокровенные чувства, самые неразрешимые вопросы, споры и поиски бога.
За этой ширмой Кант-человек не ищет истину, но пытается побороть свои собственные страхи, посмотреть в глаза тем, кто сидит в его голове, кого он называет призраками из прошлого. Чем дольше ты находишься «внутри Канта», тем больше теряешься в том, к кому он обращается сквозь замысел автора. Не к своим ли теням? Он – такой же человек, который готов сделать шаг навстречу своим страхам, но нужен ли этот шаг, когда ты под защитой звёздного неба.
Дмитрий Минчёнок показывает совершенно обычные обстоятельства жизни Иммануила, бытовые ситуации, радости, потери, обиды и непонимания.
Даже не сопереживание, а принятие Канта не как великий ум, а как маленького ребенка, который был уверен, в частности, в том, что мать передавала ему знания, гладя его по голове. И пронести сквозь жизнь её слова о том, что нужно любить всех и верить в небо.
Небо. Кант крепко связан с небом, со всем божественным. Неслучайно в его голове звучит органная музыка. Сквозь её раскаты зрители отправляются к господу по пути, известному только Иммануилу Канту. Отдаются размышлениям о природе взаимоотношений под звуки флейты – вот он, самый прекрасный женский голос, цепляющий самые нежные внутренние чувства. Под протяжное, щемящее звучание бандонеона тоскуем, уходим в свои собственные глубины, возвращаясь к реальности, только вслед за голосом Дмитрия Минчёнка.
Музыкальное сопровождение усиливает восприятие тех воспоминаний, которыми делится герой. Музыка – такой же герой постановки, который добавляет осязаемости каждой высказанной мысли.
Минчёнок-артист не конструирует образ Иммануила Канта, он – мир его сложносочиненных идей, помноженный на сцены частной жизни.
Переплетение мыслей Канта-ребенка, Канта-подростка, Канта-мужчины, Канта-признанного гения, Канта-старика.
Минченок препарировал великий ум Европы, скрытого в теле этого «сзади старичка, спереди – мальчика», осознал его в такой совершенной степени, что зритель завороженно внимал не действию, но слову. Артист держал внимание зрителя полтора часа. Звенящая тишина – тому свидетельство.
Дмитрий Минчёнок сделал всё возможное, чтобы зритель ушел со спектакля хотя бы с одним философским вопросом, с воспоминанием о маме, мыслями о звездном небе и моральном законе. Показал выдающегося философа, крутящегося своим слабым и кривым телом в лучах солнца, счастливого, романтичного, беспокойного, сомневающегося, но знающего, что во всём есть высший божий план, его гармония.
Дзен, в следующем году приезжай на 300-летие Канта, будем смотреть стендап-драму вместе!
Твой редкий, но содержательный культурный оборзеватель Рита М.