12 апреля 2023 года исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. В Англии – Шекспир, в Италии – Карло Гоцци, во Франции – Мольер, в Испании – Лопе де Вега, в Германии – Бертольт Брехт, в Америке – Теннесси Уильямс, а у нас, в России, – Александр Островский. Именно поэтому 2023 год объявлен его годом.
«Коренной житель Москвы» – так называл себя Островский, ведь почти вся его жизнь связана с нашим городом: здесь он родился, учился, работал. Местом действия бо́льшей части его пьес является Москва. Предлагаю вам совершить небольшую прогулку по Москве Александра Островского, посмотреть дома, связанные с его жизнью, учебой, работой. И найти места, где стояли дома, не дожившие до наших дней. Начнем?
С рождения и до 1841 года Александр Николаевич жил в Замоскворечье. Первое место, дом его рождения, находился рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках, дом дьяка храма, в котором на одном этаже сдавались квартиры. В этом доме семья прожила до 1926 года. Сейчас это – дом-музей Александра Николаевича Островского (ул. Малая Ордынка, 9/12с6).
Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, была очень доброжелательной. Ее радушие привлекало в дом многочисленных родственников. Умерла, когда Александру было всего 8 лет.
Отец, Николай Федорович Островский, окончив духовную семинарию в Костроме, продолжил образование в Московской духовной академии. Начав в 1818 году с чина губернского секретаря (12 чин в Табели о рангах), в 1839 он уже получил потомственное дворянство, то есть дослужился минимум до коллежского асессора. Через много лет Александр Островский назовет отца вечным тружеником.
Решив, что частной практикой заработает больше, в 1842 Николай Федорович уходит в отставку и ведет дела крупных русских и иностранных коммерсантов.
Через несколько лет после смерти жены Николай Федорович женился второй раз. Его супругой стала баронесса Эмилия фон Тессин, дочь обрусевшего шведского дворянина. У мачехи сложились хорошие отношения с детьми мужа. Они называли ее "маменька", а она заботилась о них и их образовании, сама хорошо играла на фортепиано, говорила на немецком и французском языках. Благодаря ей Александр Николаевич знал несколько языков: греческий, немецкий, французский, позднее сам выучил английский, испанский, итальянский. Он переводил на другие языки свои произведения и мировую классику на русский - М. Сервантеса, К. Гальдони, Н. Макиавелли. На сцене шли переведенные им произведения Шекспира, причем не с подстрочника, а с оригинала.
Но мы отвлеклись. Вернемся опять в детство Александра Николаевича. До поступления его в Университет, семья переезжает еще два раза. Сначала в 1826 отец строит дом в Монетчиках недалеко от храма Воскресения Словущего, а затем в 1834 семья переезжает на Житную улицу. В доме была чудесная библиотека, наполненная всеми книжными новинками. Наверное здесь Александр Островский пристрастился к чтению. Ни в Монетчиках, ни на Житной домов уже нет, можно только примерно указать их на карте:
Все дома находятся в одном районе Москвы – Замоскворечье. Одно из первых произведений Островского – очерк «Записки Замоскворецкого жителя». Послушайте, что он пишет о Замоскворечье:
«Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье. Впрочем, о производстве этого слова ученые еще спорят. Некоторые производят Замоскворечье от скворца; они основывают свое производство на известной привязанности обитателей предместьев к этой птице. Привязанность эта выражается тем, что для скворцов делают особого рода гнезда, называемые скворечниками. Их вот как делают: сколотят из досок ящичек, совсем закрытый, только с дырочкой такой величины, чтобы могла пролезть в нее птица, потом привяжут к шесту и поставят в саду либо в огороде. Которое из этих словопроизводств справедливее, утвердительно сказать не могу.»
В 1835 году Николай Федорович подал прошение в 1-ю Московскую мужскую гимназию, чтобы определить сына "в такой класс, в который по экзамену он окажется достойным". Александр оказался в третьем классе.
Почему-то об этом этапе жизни Островского говорят вскользь, иногда даже не упоминая номер гимназии. А гимназия была очень известной. Благодаря реформе попечителя Московского учебного округа графа С.Г. Строганова, гимназия была как бы преддверием университета. Мне кажется это неправильным. Сейчас объясню, почему. С 1838 года успешно сдавшие выпускные экзамены гимназисты не сдавали вступительные экзамены в университет. Выпускные и ежегодные переводные экзамены в следующий класс проходили после летних каникул. Переводные экзамены были сложными, но выпускные – самые сложные, принимали их профессоры университета и попечители учебного округа. Выпускники этой гимназии становились людьми известными, часто и за пределами России: учеными, педагогами, писателями, журналистами, государственными деятелями, врачами, переводчиками, и даже академиками Академии наук СССР! (листайте)
Ну мы опять немного увлеклись, а между тем, закончив гимназию в 1840 году, Александр Островский, по настоянию отца, продолжает свое обучение уже в Московском университете на юридическом факультете. Учась в университете, Островский увлекся театром. Малый театр тогда называли "вторым Московским университетом", студенты были его постоянными посетителями и верными почитателями. Был среди них и Александр Островский, позже говоривший, что он узнал московскую труппу с 1840 года.
В 1841 году его отец покупает у братьев жены усадьбу в Николоворобинском переулке. Сначала А. Н. Островский жил в главном доме, стоявшем высоко на горе, а со второй половины 1849 г. переселился в небольшой деревянный домик, стоявший прямо напротив Серебрянического переулка, его окна выходили на Серебрянические бани.
Опять мы забежали вперед. А пока… Увлекшись всерьез театром и литературой, Островский покидает университет в 1843 году. То ли провалив экзамен по Римскому праву, то ли поругавшись с преподавателем по этой дисциплине – в разных источниках приводятся разные версии. Но, по настоянию отца, сразу идет работать сначала в Совестный суд. Это губернский суд, созданный Екатериной II в 1775 году для дополнительной защиты по отдельным делам (малолетние обвиняемые и др.) на основе принципа «естественной справедливости». Упразднен в 1866 году. Совестный суд находился в здании Губернских присутственных мест на Воскресенской площади.
В 1843 году по личной просьбе переведен в Коммерческий суд, в котором и служил присяжным стряпчим до января 1851 года. Коммерческий суд располагался на Моховой, недалеко от Университета. Служба в судах дала огромный материал для будущих пьес: сюжеты, персонажи и даже фамилии. Как потом говорил сам Островский, что ни дело — то комедия!
И еще: «В хорошем хозяйстве ничего не бросают, потому всякая дрянь пригодиться может.»
При этом уже в 1847 в двух номерах от 14 и 15 марта в газете «Московский Городской Листок» были напечатаны «Картины московской жизни. Картина семейного счастья». А 3,4 и 5 июня – «Записки замоскворецкого жителя».
Самый памятный для меня день в моей жизни: 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в свое призвание.
Летом 1849 года Александр Островский, вопреки воле отца, начал жить «гражданским браком» с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Говорят, она хорошо пела, знала много пословиц и поговорок, была первым слушателем Островского. Они переезжают в маленький деревянный дом на краю усадьбы рядом с Серебряническим переулком. Отец отказал сыну в материальной поддержке.
Островский вспоминал: «Воробинский дом был очень удобен для того, чтобы простудиться, и очень неудобен для того, чтобы писать и даже думать: у меня не было покойного угла, где бы такие операции могли совершаться без помехи».
При этом в этом доме он прожил почти 20 лет и написал свои пьесы: «Гроза», «Свои люди – сочтёмся», «Доходное место», «Не всё коту масленица», «Не в свои сани не садись», «Бедность – не порок» и другие. Здесь он принимал писателей: Гончарова, Григоровича, Достоевского, Писемского, Тургенева, Прова Садовского, Косицкую-Никулину, а еще музыкантов и композиторов. В этом доме умерла Агафья Ивановна и их дети.
В марте 1850 года в журнале «Московитянин», издававшимся профессором Московского университета М. Погодиным, была напечатана комедия Островского «Свои люди – сочтемся!»
После этого было открыто «Дело о литераторе Островском» в связи с запрещением его комедии «Свои люди – сочтемся», и в январе 1851 года Островский был отправлен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. С этого времени, наверное, и начинается его жизнь, как «строителя» своего (или нашего, российского?) театра.
На 35-летие творческой деятельности Островского Гончаров написал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».
14 января 1853 года впервые на сцене Малого театра была сыграна комедия Островского «Не в свои сани не садись».
В год смерти Агафьи Ивановны, 1867, владение в Николоворбинском стало постепенно распродаваться и застраиваться. И уже в конце XIX века снесли дом, где Островский жил с Агафьей Ивановной, и проложили Тессинский переулок. Никаких следов не осталось от 20-ти лет жизни.
В 1869 году Островский женился на актрисе Марии Бахметьевой и вскоре они переехали в усадьбу Голицына на Волхонку (ул. Волхонка, 14с6).
Первый этаж главного дома усадьбы сдавался под квартиры. Сюда, в одну из квартир, и переехал Островский со своей семьей. Здесь он принимал А.Ф. Писемского, И.С. Тургенева, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, артистов Малого театра. Здесь были написаны «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень» и другие пьесы.
17 мая 1886 г. Александр Николаевич Островский поселился в гостинице «Дрезден» на пересечение Столешникова переулка и Тверской улицы (дом 6).
Это был его последний адрес в Москве. Отсюда 28 мая 1886 года он уехал в Щелыково...
Вот и закончилась наша экскурсия по Московским адресам Александра Николаевича Островского. Но не закончилась история театра, который называют «домом Островского». Эту историю сегодня бережно хранит Юрий Мефодьевич Соломин.
И прежде, чем расстаться, хочу вам напомнить слова самого Александра Николаевича Островского, которые он написал цензору:
«Всякий талант дается человеку богом для известного служения. Всякий талант налагает на человека обязанности, которые честный и прилежный человек должен выполнять. Будет час, когда с каждого спросится, где талант твой?»
Вы готовы к ответу?
Источники
Лакшин В.Я. Островский. – М.: Искусство, 1976
Ревякин А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н. Островского – М.: Московский рабочий, 1962
Хронологическая роспись содержания газеты «Московский городской листок» (1847)
Все фотографии взяты из открытых источников.
Спасибо, что дочитали! Как всегда, буду рада вашим комментариям и лайкам!