Одаренный инженер-изобретатель Владислав Малаховский, совершивший прорыв в области фотографии, в определенных кругах был известен как революционер и фальшивомонетчик. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Как в воду канул
Летом 1863 года произошло неудачное покушение на предводителя дворянства Вильно (Вильнюса) Александра Домейко. Полиции стало известно: предполагаемый организатор и участник террористической акции — инженер путей сообщения Владислав Малаховский. Однако быстро выяснили: у Малаховского алиби. В момент преступления он находился на приеме у генерал-губернатора Михаила Муравьева, его даже представили главе города.
После этих событий 3 августа Владислав отправился в Санкт-Петербург. Через неделю в связи с вновь вскрывшимися обстоятельствами по делу из Вильно в жандармерию города на Неве пришла депеша с требованием арестовать Малаховского. Но на квартире по месту проживания его не нашли. Губернатор Муравьев объявил награду в 10 тысяч рублей за поимку преступника. Огромные деньги! Стоимость мешка картошки в ту пору — 1 рубль. Охота за инженером не привела к успеху. В декабре 1863-го его заочно приговорили к смертной казни.
Родился Владислав Теофилович в 1837 году в поместье Мацы под Кобрином (ныне Брестская область). Учился в гимназии в Свислочи. Позже отец, отставной полковник, отправил сына в Санкт-Петербург, где юноша поступил в Институт инженеров путей сообщения. В то время это было очень престижное военное учебное заведение, в которое принимали только детей потомственных дворян. В 1859-м инженера-поручика Малаховского командировали в Вильно на строительство железнодорожной магистрали Петербург — Варшава.
Удивил Европу
В 1863-м началось восстание за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года.
В советской школе учили, что оно было крестьянским — бедняки взбунтовались против помещиков. Вот и Малаховский писал: «Пусть хотя бы один угнетатель крестьян захрипит на виселице, за неизгладимые обиды, принесенные народу».
Именно из-за участия в восстании Владислав попал в историю, закончившуюся для него заочным смертным приговором. Сбежав в Кенигсберг, через некоторое время он прибыл в Лондон с фальшивыми документами на имя Леона Варнерке. В квартале Чемпион Хилл открыл фирму «Варнерке и Ко», которая занималась изготовлением стандартных фотоматериалов. Там он решил реализовать свои инженерные таланты и занялся научной работой.
В тот период в фотоаппаратах использовали не пленку, а стеклянные пластинки. На них наносили жидкий светочувствительный слой перед самой съемкой. Владислав изобрел сухой слой, который можно было наносить задолго до фотосессии. Потом придумал, как и вовсе избавиться от стеклянных пластин: в 1877 году разработал фотоаппарат, в который вставлялась кассета со светочувствительной бумагой на 100 снимков. Это в 14 раз снизило вес необходимого для работы фотооборудования! Появилась фотокамера — прообраз фотоаппаратов, которыми пользовались на протяжении ХХ века. Обращаться с ней могли теперь не только профессионалы. Малаховский отмечал: «Фотография становится доступною отныне ученым путешественникам, артистам и вообще всем, желающим пользоваться ее услугами, даже без предварительного знания».
Он открывал салоны и магазины по всей Европе. Они появились в Москве и Санкт-Петербурге. Под именем Леон Варнерке Владислав стал членом Британского королевского фотографического общества, учредителем V фотографического отделения Императорского русского технического общества наряду с Дмитрием Менделеевым, с которым дружил.
В 1880-м Владислав предложил миру камеры для фотопленки на 40 негативов. Именно для фотопленки! Далее запатентовал устройство для измерения светочувствительности фотоматериалов. Фирма «Кодак» за крупные суммы покупала его изобретения, озолотившись на них. Согласно другой версии, идеи Малаховского-Варнерке просто позаимствовали, как это часто бывало в годы технических революций.
Инсценировка самоубийства
Ум изобретателя должен быть изощренным. А если в человеке живет дух авантюризма, то он может направить свой талант не только в благое русло. В 1899 году при обмене третьей за день фальшивой 100-рублевой купюры на 795 швейцарских франков в одном из банков Марселя Владислава задержала французская полиция. Французы телеграфировали в Скотленд-Ярд. В лондонском доме новатора провели обыск, нашли обрывки денежной бумаги с водяными знаками, негатив с изображением 10 российских рублей. Но это ничего не доказывало.
14 ноября 1899-го в Марселе состоялся суд, где его обвинили в обмене трех 100-рублевых фальшивых купюр. Варнерке настаивал, что ничего не знал об их происхождении, менял деньги по просьбе знакомого из России. При таком размытом обвинении изобретателя приговорили к двум годам с отсрочкой приговора, после чего он убыл в Швейцарию.
В октябре 1900-го от его взрослой дочери Софии прессе стало известно: новатор Леон Варнерке застрелился в Женеве в гостиничном номере. Но свидетелей, как и места захоронения, не нашли. Все указывало на то, что самоубийство он инсценировал, чтобы перейти в новую ипостась, опять исчезнув для всех.
Долгое время считалось, что коллекции и инструменты Малаховского сгорели в годы Второй мировой во время бомбардировки Лондона. Дом, где проживала его дочь София, хранившая наследие рационализатора, был полностью уничтожен люфтваффе.
Прошло еще 50 лет. В 1990-м на месте этого дома строители, рывшие котлован, нашли под землей большой сундук, в котором обнаружили негативы, а также десятки клише для изготовления фальшивых рублей царской России, клише для печати русских кредитных билетов, заготовки, шаблоны для производства бумаги и водяных знаков, варианты различных красок, пачки фальшивых рублей и кредитных билетов. Русские кредитные денежные билеты образца 1866 года выпускали с помощью США методом металлографической печати. Считалось, что подделать их невозможно! А Малаховский сумел. Да так, что только специалисты смогли по волокнам бумаги отличить фальшивку от оригинала. Когда всю технику Малаховского нашли, вдруг вспомнили, что в конце XIX столетия в России из-за большого количества фальшивок часто приходилось изымать из оборота 50- и 100-рублевые купюры и создавать их в новом формате. С учетом салонов «Варнерке и Ко», открытых не только в столице, но и в других крупных городах России, стало ясно, что это была афера промышленных масштабов с пунктами под видом фотомагазинов и студий, через которые распространяли подделки высочайшего качества.
Удивительно, но конференции на тему подделок Варнерке, вводивших в заблуждение специалистов более 100 лет, проходят и в наши дни! Последняя состоялась в 2018-м.
Еще материалы рубрики:
Создал израильскую службу разведки «Моссад». Рассказываем об уроженце Витебска Иссере Хареле
Родился без рук и ног, но стал знаменитым артистом. Рассказываем о судьбе Николая Кобелькова
Благотворитель и основатель училища для слепых детей. Чем известен минчанин Иван Зданович
Коллеги называли его шарлатаном, а его изобретение — кустарщиной. История доктора Илизарова