Иногда пациенты жалуются на невыносимые симптомы болезни при полном отсутствии каких-либо объективных признаков патологии в больном месте. После безрезультатного обследования такого пациента обычно что делают? Про себя крутят пальцем у виска и отправляют на консультации к коллегам. Проверенная десятилетиями тактика может дать сбой.
В германскую амбулаторию обратилась 58-летняя женщина с жалобами на постоянную, довольно интенсивную, локальную боль с внутренней стороны нижней трети правого бедра. Боль появилась после авиаперелёта несколько месяцев назад. Консультация ортопеда и МРТ правого бедра патологии не выявили.
Хронические заболевания женщина отрицала, имеется небольшой избыточный вес. Обе конечности на всём протяжении лишены каких-либо визуальных и пальпаторных изменений мягких тканей и кожи, авторы публикации обозначили статус как «стройные ноги без отёков или варикоза».
Женщине сделали все возможные обследования, начав с ультразвуковой цветной допплерографии, которая по клиническим рекомендациям Минздрава «не дает никакой информации об анатомии венозного русла». Тем не менее обнаружилась небольшая «странность» в большой подкожной вене рядом с устьем боковой ветви – низкой эхогенности изолированная эктазия с ограниченным 20 мм поражением сосудистой стенки без тромба и вовлечения окружающих тканей.
При УЗИ подтверждено наличие эктазии в вене. Дуплексное сканирование сосудов нижних конечностей патологии не выявило. Плетизмография в разных видах тоже ничего определённого не нашла, кстати, отечественные КР не рекомендуют «использование плетизмографии у пациентов с ХЗВ вне рамок научных исследований».
За что приняли «эктазию», авторы публикации объясняться не стали, возможно, у них в Германии вообще не принято ставить предварительный диагноз. Пациентке провели курс гепаринотерапии с компрессией – результата никакого, боль не изменила своих характеристик. Женщина измучилась болью, поэтому испросила заменить биопсию «эктазии» на радикальное вмешательство – резекцию сосуда.
В большой подкожной вене была обнаружена выступающая в просвет сосуда опухоль из гладких мышц в виде плоского полипа, оказавшаяся умеренно дифференцированной лейомиосаркомой. Пациентке, как положено по стандарту, провели лучевую терапию и более полутора лет наблюдают полную ремиссию – без рецидива и метастазов.
Лейомиосаркома типично женская болезнь с пиком от 45 до 55 лет, но немецких врачей находка тем, что сосудистые саркомы вообще крайне редки и, как правило, поражают нижнюю полую вену, не чаще 10% локализуется в подкожной вене, и практически никогда не выявляется на очень ранней стадии развития. Айне фрау повезло, тьфу-тьфу!
Хотите обсуждать и комментировать события медицины только в сообществе коллег- профессионалов? Присоединяйтесь к нашему сообществу МирВрача