Если взять исследование компании Kontakt InterSearch Russia, посвященное изучению бизнес-тенденций последнего времени, и вычленить оттуда данные по индустрии строительства и недвижимости, картина получится следующая. Для 56% опрошенных компанией отраслевых управленцев идеальный работодатель — это крупный частный бизнес, для трети кандидатов — крупная госкорпорация, для 27% — компания не на территории Российской Федерации, для 26% — средний частный бизнес. Некоммерческую организацию не выбрал ни один респондент.
31% сотрудников отрасли строительства и недвижимости хотят, чтобы их идеальный руководитель в первую очередь был наставником (ментором), 42% хотели бы, чтобы им был акционер, 18% — совет директоров. Самая мотивирующая задача для 59% управленцев — это развитие новых продуктов, регионов или направлений, 21% мотивирует оптимизация процессов, 17% — операционное управление процессами. Словом, как отмечает руководитель практики строительства и недвижимости компании Kontakt InterSearch Russia Дарья Данилова, для топ-менеджеров девелоперских компаний приоритетными работодателями остаются крупные коммерческие структуры с выстроенными бизнес-процессами и высоким уровнем цифровизации.
Дарья Данилова руководитель практики строительства и недвижимости компании Kontakt InterSearch Russia «Идеальный для топ-менеджеров вариант — крупные федеральные застройщики или небольшие компании, где больше возможностей оперативно влиять на процессы, можно быстрее применять новые подходы, внедрять технологии, а сами компании ориентированы на результат, который измеряется в прибыли. В коммерческих структурах у топов большая зона ответственности, есть возможность реализовывать уникальные проекты, меньше бюрократии и более привлекательная корпоративная культура. В частных девелоперских компаниях внедрен продуктовый подход и есть возможность поработать с лучшими российскими и международными архитектурными бюро и подрядчиками. За последние годы наметился тренд на работу за рубежом: кандидаты хотят попробовать реализовать свой опыт в девелопменте в Дубае, Узбекистане, Казахстане, Турции или на Кипре. Отрасль продолжает испытывать дефицит высококвалифицированных специалистов, C-level-руководителей. Несмотря на то что компании оптимизируют бюджеты, они готовы предлагать индивидуальные условия лучшим кандидатам на рынке. Также важно, чтобы кандидат был «про бизнес», «про результат», «про эффективность», обладал предпринимательским мышлением, понимал, как можно улучшить процессы в компании, разбирался в текущих трендах IT-отрасли, мог успешно применить эти инструменты в рамках своего юнита, был гибким и коммуникабельным».
Принимая решение о переходе в другую компанию, сегодняшний топ-менеджер из индустрии строительства и недвижимости ориентируется в первую очередь на возможность приобрести новый опыт и повысить свою экспертизу, отмечает эксперт. Также для него важны такие факторы, как корпоративная культура и личность руководителя, а желание кандидатов работать напрямую с акционером обусловлено большей эффективностью коммуникации.
«Монетарная мотивация остается важным аспектом, но уходит на второй план. Сегодня топ-менеджеров драйвит возможность реализовывать масштабные проекты по цифровизации, запускать новые продукты, выбирать нестандартные направления и подходы», — резюмирует Дарья Данилова.
Но раз деньги все-таки остаются важным аспектом, не мешает понять, на какие базовые оклады и бонусы вправе сегодня рассчитывать топ-менеджмент, а главное, кому и за что работодатели готовы платить выше рынка. Консультанты компании Odgers Berndtson Russia провели сравнительный анализ* зарплат топ-менеджеров в сфере недвижимости, чтобы определить фактический размер и структуру вознаграждения, включая базовый оклад, годовые премии и программы долгосрочного поощрения (LTI — long term incentive), выяснили, какие тенденции отличали 2022 год, и озвучили тренды на 2023 год. В исследовании приняли участие члены советов директоров, СЕО и СЕО-1 ведущих девелоперских компаний, поясняет партнер компании Odgers Berndtson Russia, руководитель практики «Строительство и недвижимость» Юлия Артемова.
Юлия Артемова партнер компании Odgers Berndtson Russia, руководитель практики «Строительство и недвижимость» «Весной 2023 года завершаются прежние LTI и опционные программы в компаниях. Прошлый год повлиял на них, особенно это относится к компаниям с международным участием. Изменения коснулись бонусной части, и в первую очередь долгосрочных программ: их отменяли, замораживали, перестраивали. Так, 20% компаний, которые планировали запуск долгосрочной программы в начале 2022 года, приостановили процесс, а 40% компаний, где программа уже была запущена, будут корректировать ее в 2023 году. О том, что до апреля 2023 года в их компании действовали программы LTI, сказали 70% участников опроса, дополнительные схемы премирования отметили 25%. При этом 90% опрошенных подчеркнули, что в их компании годовой бонус зависит от прибыли или выручки. По данным исследования, в жилой недвижимости схемы мотивации оказались более сбалансированными и прозрачными, чем в коммерческой».
В течение 2022 года и вплоть до апреля 2023 года сокращения компенсационного пакета для руководителей высшего звена в сфере недвижимости не было, за исключением единичных случаев. По данным Odgers Berndtson Russia, менеджерам предлагали компенсацию выше в среднем на 30%, чем годом ранее. При этом ожидания кандидатов в течение этого периода нередко достигали двукратного роста.
Бизнес, который активно развивает новые продукты, направления и проекты, по-прежнему готов перекупать экспертизу компаний, которые задают тренды. В том, что готовы привлекать в свою команду лидеров из других компаний на роли CEO направления, директора по продукту (CPO), технического директора (СТО), директора по цифровой трансформации (CDTO), признались 80% опрошенных.
Одна из востребованных в 2023 году позиций — лидеры в направлении архитектуры и проектирования. Как говорят в Odgers Berndtson Russia, именно здесь был наибольший отток экспертов за счет ухода международных бюро и спрос на кандидатов достаточно высокий. Так, средняя зарплата директора по проектированию варьировалась в 2022 году от 600 тысяч до 1,1 млн рублей плюс бонус, а руководителя по архитектуре — от 600 до 850 тысяч рублей плюс бонус, который может быть структурирован в формате партнерской программы. «Для таких кандидатов важны не только профессиональные компетенции и понимание экономики, но и soft skills: лидерство, управление командой, умение быстро принимать решения, критическое мышление и hands-on-подход. Сегодня нестабильная и часто неоднозначная бизнес-среда вынуждает компании трансформироваться беспрецедентными темпами», — считает Юлия Артемова.
Из-за снижающегося спроса покупателей наиболее важная сегодня роль в компаниях рынка недвижимости — коммерческий директор. Размер его заработка может варьироваться от 600 тысяч до 1,1 млн рублей, не считая бонуса. Директор по маркетингу может рассчитывать на 500-850 тысяч рублей, не считая бонусов. С каждым годом растет значимость директора по продукту (основные векторы развития — маркетинг или архитектура): такой руководитель оценивается в 500-750 тысяч рублей плюс бонус. В 2023 году себестоимость и эффективность бизнес-процессов в числе ключевых задач, поэтому все больший вес приобретает директор по операционной эффективности с вознаграждением от 500 тысяч до 900 тысяч рублей, не считая бонусов.
Большинство опрошенных Odgers Berndtson Russia топ-менеджеров (80%) уверены: цифровизация, автоматизация процессов и работа с данными продолжат развиваться. Ряд компаний сферы недвижимости уже разрабатывают свои цифровые продукты, но эта функция по-прежнему редкая и дорогостоящая. Ее игроки сферы real estate перенимают из других индустрий, поддерживая тренд на кросс-индустриальные переходы в отрасли в 2023 году. Так, на роль директора по продукту недвижимые компании покупают в первую очередь готовую экспертизу из технологичных компаний. В данном случае работодатели готовы перекупать кандидатов, предлагая им компенсацию на 30-40% выше, чем на предыдущем месте работы: предложение это составляет от 800 тысяч до 1,2 млн рублей без учета бонуса.
Подводя итоги, эксперты Odgers Berndtson Russia среди трендов 2023 года отмечают остающуюся актуальной тему импортозамещения (речь идет о поиске альтернативных каналов поставок и перестройке цепочек), а также поиска новых эффективных каналов продвижения (соцсети, которые активно генерировали трафик, запрещены в РФ). Низкий спрос и продолжающаяся борьба за потребителя заставляют уделять внимание клиентской сегментации и продукту, при этом налицо диверсификация бизнеса (выход в новые ниши и на новые рынки) и расширение зон ответственности руководителей.
Словом, сегодня особо востребованы топ-менеджеры с опытом работы в компаниях, которые прошли трансформацию, и руководители, открытые всему новому и готовые искать возможности для расширения бизнеса.
*Есть в распоряжении BFM.ru