Найти в Дзене
По России с любовью

Советская фотохроника 1920-1930х годов глазами талантливого фотографа из Кимр.

Оглавление

Леодни Шокин был талантливым и признанным фотографом-пейзажистом, но после 1920х стал снимать только фотохронику для местных газет. Что стояло за этим решением: поиск новых художественных форм или вынужденный компромис? И что можно увидеть за стандартными кадрами провинциальной фотохроники, которой много было в СССР в 1930е годы...

Леонид Шокин. "Перед Грозой" из собрания Александра Сазонова
Леонид Шокин. "Перед Грозой" из собрания Александра Сазонова

Леодни Шокин - родился в Кимрах, в 1896 году, в семье профессионального и успешного сапожника-предпринимателя.

Сапожное дело в Кимрах - вековая традиция. Известность кимрского обувного бренда была огромной - не только в Российской империи, но и зарубежом! Целые династии занимались в городе этим ремеслом. Именно к такой семье и принадлежал Леонид Шокин.
-2

Отец Владимир Шокина был состоятельный человек, уважаемый в городе, крупный торговец обувной фурнитуры, предприниматель и меценат. В 1902 году он построил для своей семьи большой и просторный дом - двухэтажный деревянный особняк, оформленный и украшенный по самым современным меркам того времени. Этот дом стоит и сейчас. В нем до сих пор можно увидеть лепнину на потолке и частично сохранившиеся росписи стен!

Дом Шокина сохранился до наших дней - сейчас в нем располагается культурный центр "Дом Кустаря"
Дом Шокина сохранился до наших дней - сейчас в нем располагается культурный центр "Дом Кустаря"

Подарок на 15ти летие, который определил судьбу

На 15тый день рождения (13 апреля 1913 года) дарит Леониду фотокамеру. Этот модный в то время аксессуар определил дальнейшую судьбу мальчика - он страстно увлекается фотографией и почти сразу становися ясно - у него есть и способности, и талант.

Леонид привлекает в свое хобби и Макария - младшего брата (который в дальнейшем станет живописцем). Уже вместе они учатся технике фотосъемки и фотопечати, выписывают фотографические журналы, изучают художественные законы живописи и композиции.

В 1915 году Леонида Шокина призвали в действующую армию. Там он получил назначение в Украинский пехотный полк, где стал полковым фотографом. На войне он фотографировал в условиях постоянно меняющейся окружающей обстановки и частой смены объектов. Впоследствии ему очень пригодится этот опыт...

Пиктореальная фотография

Начало XX века - это время торжества пиктореальной фотографии. В основе ее - классический подход к изображению, заимствованный из живописи и графики. Пикториальная фотографии стремиться передать ощущения и эмоции на фотографии, отказываясь от фактологичности фотографического снимка. Живописные приемы построения композиции, сложные техники печати, фактурная бумага, пастральные сюжеты - вот основные ее методы.

В столицах уже начинает зарождаться другая, более динамичная, более репортажная фотография, но в русской провинции именно пикториальный подход достигает в это время своего пика и признания. В это время работают такие признанные мастера, как Сергей Лобовиков (из Вятки), Николай Петров (из Киева), Моисей Наппельбаум (из Витебска).

Кимрское фотографическое общество

Вернувшись после войны в Кимры, в 1918 году Леонид вместе с братом основывают Кимрское отделение Российского Фотографического общества.

Как отмечает в своих воспоминаниях Макарий Шокин, это общество было «немногочисленно по составу, но результативно по работам». Молодые люди проводили занятия по изучению основ композиции кадра, анализировали известные произведения искусства, чтобы постичь законы художественного формообразования, устраивали тематические конкурсы и выставки.

Фотографии Шокина 1915-1928 годов - песня серой тональности, приглушенный блеск бархата снежных просторов и металла зимнего неба, незамысловатый мотив ограды и богатство солнечных бликов вокруг нее. (Ирина Чмырева)
Фотографии Шокина 1915-1928 годов - песня серой тональности, приглушенный блеск бархата снежных просторов и металла зимнего неба, незамысловатый мотив ограды и богатство солнечных бликов вокруг нее. (Ирина Чмырева)

Фотографическое общество просуществовало в Кимрах сравнительно недолго, но успело организовать несколько крупных выставок с участием известных фотографов из Москвы. Макарий Шокин в то время уже учился в Москве, смог пригласить к участию в кимрских выставках «звезд» современной российской фотографии: Юрий Ерёмин (основатель фотографического объединения «Сецессион»), Моисей Наппельбаум (мастера психологического студийного портрета) и Николай Свищев-Паола (студиный фотограф и портретист).

В 1922 году в Москве прошла Всероссийская выставка художественной фотографии, в которой участвовал коллектив Кимрского фотографического общества. Работы Леонида Шокина были отмечены дипломом. А уже в 1923 году Леонид Шокин стал призером Всероссийской выставки художественной промышленности, организованной РФО в Москве. В 1924 году на конкурсной выставке РФО Шокин получил диплом первой степени за работу «Пейзаж». Также он получил почетный диплом на на выставке «10 лет советской фотографии», организованной государственной Академией художественных наук.

Леонида Шокина начали приглашать на выставки международного уровня: во Францию, Англию, Бельгию, США, где его работы получали восторженные отзывы, а за фотоэкспозицию в Канаде мастер был награжден именной бронзовой медалью.

Разгром буржуазного мракобесия

Во второй половине 1920х годов существенно меняется политическая обстановка внутри страны.

Заканчивается эпоха НЭПа и государство начинает "раскулачивать" предпринимателей, (а Кимры в эпоху НЭПа невероятно расцвели - именно в эти годы возникает уникальный архитктурный стиль Кимрский модерн. Почитать о нем подробнее можно здесь: Как устрое Кимрский деревянный модерн). Каждый, кто имел свое дело и оплачивал работу наемных сотрудников - попали под жесткое клеймо "кулаки", были раскулачены, сосланы...

Главу семейства, Владимира Шокина, который был уже лишен собственности в 1919-ом, в конце 1920-х раскулачили повторно и отправили в ссылку вместе со старшим сыном Александром на Соловецкие Острова, потом во Ржев, где он жил до окончания войны, только после нее смог вернуться в Кимры. Умер в 1964 году.
Для того, чтобы отвлечь внимание новой власти от своей семьи, Владимир Шокин велел сыновьям отречься от него, чтобы бы сохранить возможность жить и работать...

С другой стороны, произошли серьезные перемены и в искусстве. Теперь оно стало "орудием борьбы за утверждение пролетарской власти". Работы авторов "старой школы", в которых важным было передавать эмоции, чувства, красоту и гармонию, объявлялись "буржуазным мракобесием".

Особенно больно это ударило по русской пиктореальной фотографии, которая в тот самый момент находилась на пике своего развития. Авторы, которыми восхищались по всему миру, в родной стране лишились возможности не только показывать свое творчество, но даже и работать.

Многим из них пришлось тогда пойти на контакт с новой властью, большинство стали заниматься документальной фотографией: портретами, архитектурой, фотожурналистикой.

На службе в газетах

Политическая повестка во многом созвучна и новым тенденциям в фотографии - в первой половине XX века на первый план выходит репортажная фотография: динамика, документальность, нарратив - это мировая тенденция в это время. Авторы учатся рассказывать истории в помощью фотографии, показывать социальные проблемы, решать важные для общества вопросы, рассказывать о происходящем. В Америке фотографы документируют Великую дипрессию, в СССР - "создание нового человека".

-5

Возможно, поэтому Шокину было интересно переключиться на новый стиль в работе. Но, возможно так же, что это был не единственный, и, вероятно, не самый важный фактор...

Леонид становится фотографом-репортером местных газет - это позволяет ему сохранить семейный дом и мастерскую. Он снимает рабочих, колхозников. Работает в местной кимрской газете и является фотокорреспондентом треста «Союзфото» и «Союзкинохроники».

В 1930-х он снимал Калинина, кимрских стахановцев и студентов, колхозников. Но умение видеть больше и заглядывать глубже, помогает ему показать на своих фотографиях не просто внешность людей, а передать ощущение и эмоции.

Одновременно с этим он продолжает снимать сотни негативов лирических пейзажей, вид на собор г. Кимры, фиксирует изменения, которые происходят в городе и вокруг него. Все это остается только в его архивах.

-7
Леонид Шокин снимал фабрики и детей в яслях при фабриках, таких же детей и ясли снимал Александр Родченко в Москве. Но от второго осталась чистая форма, стриженые затылочки, в ряд упертые в тарелки ложечки, а от первого - гнусная воспиталка, уплетающая из детской тарелочки вместе с детками за одним столом. (Ирина Чмырева)

С началом Великой отечественной войны Леонид, которому на тот момент было 45 лет, уходит на фронт. Там он становится заведующим фотолабораторией, а затем фотографом аэрофотосъемки разведывательной авиации. За годы Великой Отечественной войны Шокин сделал больше двадцати пяти тысяч снимков, награждён медалью "за боевые заслуги".

Осенью 1941 года, когда началось наступление немцев на Москву, жена фотографа (Леонид был на фронте) по требованию НКВД, уничтожила больше пяти тысяч своих фотографий: Кимры были слишком близко к основной линии фронта.

После войны Шокин вернулся в родной город, где продолжил заниматься фотографией, продолжал службу газетного репортера, делал заказные портреты, снимал школы.

Отдушиной его была съемка Волги, пристани, кочующего народа у сходен, татар, продающих арбузы, но особенно - самой реки. В них хорошо угадывается эстетика пиктореализма: мягкий свет, полутона, нюансы, размытость конторов. Все те приемы, которые были отчаянно устаревшими и старомодными в фотографии второй половины XX века, но которые теперь мы можем оценить другим взглядом и с другими мыслями.

-9

В конце пятидесятых у Шокина прошла одна выставка в Кимрах, первая за 30 лет. На ней экспонировались репортажи для газеты, переснятые доски почета с монтажами из портретов передовиков и - немного пейзажей. Через несколько лет, в 1962 году, фотографа не стало.

Леонид Шокин Вечер 1956 г. 164х232. Ф-18/Ш
Леонид Шокин Вечер 1956 г. 164х232. Ф-18/Ш

Судьба Шокина интересна тем, как через судьбу талантливого человека преломляется эпоха, как влияет история и внешние события на траекторию поступков и решений конкретного человека.

А особенная ценность его в том, что он не только сам увидел все потрясения истории нашей страны в XX века, но он был художником, который с помошью механического инструмента - фотокамеры - зафиксировал фотографически документальные, и в то же самое время навероятно психологические образы и символы этих глобальных перемен.

Именно поэтому Леонида Шокина часто называют Кимрским летописцем и именно поэтому так интересно и ценно его творчество.

Шокин в своей мастерской
Шокин в своей мастерской

В Кимрах до сих пор сохранился родной дом фотографа. Несколько лет назад в его стенах был организован культурый центр "Дом Кустаря", который занимается изучением наследия семьи Шокиных, реконструкцией дома и организацией культурных мероприятий.

Этим летом, с 17 по 18 июня 2023 года, в Кимрах пройдет Первый Шокинский фестиваль фотографии, организованный в память Леонида Шокина. В рамках фестиваля пройдут лекции, выставки и мастерклассы по фотографии, будет возможность показать свои работы и познакомиться с творчеством талантливых современных фотографов.

-12

А вы бывали в Кимрах, что знаете про этот город? Почитать о нем больше можно Как реставрируют старые дома в Кимрах, Кимрский деревянный модерн и 5 неожиданных фактов про Кимры. А здесь - о других музеях Кимр.