Давайте рассмотрим десять примеров, когда смартфон окажется не у дел и определённый сюжет сможет раскрыть только полноценный фотоаппарат.
1. Интересное художественное размытие заднего плана:
Смартфоны, в силу конструктивных особенностей, имеют большую глубину резкости и художественное размытие заднего плана для них задача достаточно трудная. Да, они научились имитировать размытие с помощью программной обработки, но, во-первых это всё ещё выглядит достаточно спорно, а во-вторых есть масса объективов для системных камер, дающих неординарные эффекты размытия, которые ни один смартфон повторить не сможет:
Пример портретной фотографии с "вихревым" бокэ на объектив Гелиос-40 85/1,5:
Пример интересного размытия заднего плана у зеркально-линзового объектива, превратившего точечные источники света в бублики. Объектив MC 3M-5CA 8/500:
Пример фото на объектив МС Зенитар-МЕ1 50 mm f/ 1.7 с квадратной диафрагмой, выдающий рисунок в виде квадратиков в бокэ:
2. Астрофотография дальних звёзд и планет:
Некоторые смартфоны получили режим съёмки звёздного неба, но ни о каком нормальном разрешении в этом случае речь не идёт, тем более что бы дотянуться до дальних созвездий и туманностей - нужен теле-объектив с большим фокусным расстоянием, на что смартфон, в принципе, не способен. Кроме того, наша планета не стоит на месте, вращаясь вокруг оси. И неподвижные созвездия в небе - превращаются в так называемые "звездные треки", похожие на чёрточки, полоски или линии. Что бы этого избежать, камера должна двигаться в обратном направлении вращению земли, а для этого нужно специальное устройство - астротрекер, в некоторые модели фотоаппаратов он встроен (PENTAX: K-1 Mark II, K-1, K-3 II, K-3 III) и использует собственный или внешний GPS-датчик либо базовый кадр и программный алгоритм.
Так же есть системные камеры (например: Canon EOS 20Da, Canon EOS 60Da, Canon EOS Ra) специализировнные на съёмке звездного неба, которы улавливают не только видимый свет, но и спектр возле инфракрасного диапазона, что позволяет снимать различные туманности в более выгодном ключе:
3. Съёмка под водой:
Сколько бы вы не встретили отдельных приспособлений для погружения под воду - аквабоксов, предназначенных для смартфонов, почти ни один из них не даёт не то, что полного, но и вообще вменяемого управления кропе кнопки спуска, ведь большинство функций управляются с сенсорного экрана. Более тото, многие такие приспособления от сторонних бюджетных производителей - банально некачественные, протекают и такая съёмка станет для вашего телефона последней. Ну а уж о моделях смартфонов, которые заявляют возможность самостоятельного погружения, мы вообще умолчим, на деле они защищены только от брызг или струй воды, на любой глубине от метра о защите можно забыть, тем более, опять встаёт вопрос управления, спуск можно назначить на физическую кнопку (например регулятор громкости), но полноценно управлять не получится.
Совсем другое дело полноценные фотоаппараты, имеющие физические кнопки управления. Для них существуют полноценные аквабоксы для погружения под воду на глубины до 60-100 метров, при этом имеющие почти полный функционал управления камерой.
Как итог, можно получить вот такие завораживающие снимки:
4. Зум-эффект:
Практически к любому системному фотоаппарату существуют зум-объективы (варио-объективы, объективы с переменным фокусным расстоянием) с физическим управлением зуммированием.
Это даёт возможность, которой смартфоны так же лишены, если в момент экспонирования кадра при длительной выдержке, одновременно с открытием затвора, не меняя точки фокуса - начать резко крутить кольцо зума, мы получим эффект движения изображения к центру или от центра в зависимости направления движения, где при движении на увеличение фокусного расстояния все линии и контуры размоются, кроме тех, что оказались в центре и в границах нового фокусного расстояния или при движении от центра, на фоне общего плана - останутся размытые контуры из центральной части.
При движени "в центр" - увеличении фокусного расстояния и размещении персонажа в центре кадра, возникает эффеткт давления на него, дающий особую окраску кадра, подчёркивающую сильное эмоциональное состояние, такой эффект часто применяется в анимации:
Если при таком же типе зуммирования на повышение фокусного расстояния расположить в сюжетной части кадра спортсмена, участвующего в подвижном состязании, или автомобиль на гонках, будет подчёркнуто движение и остротра соревновательной борьбы:
Если же применить зуммирования из центра наружу, т.е. движение на понижение фокусного расстояния, то можно, например, украсить световыми линиями городской пейзаж:
5. Инфракрасная съёмка:
Ещё один тип съёмки не подвластный смартфону - фотографии снятые в инфракрасном спектре, который не виден глазу. Как писал Георгий Розов об инфракрасной съёмке: "Белая трава, белая листва деревьев, белые облака на черном небе, выбеленные краснокирпичные дома, черная вода, полное отсутствие воздушной дымки. Словом, летняя зима, или зимнее лето! Так обычно выглядит инфракрасный пейзаж". Предметы совершенно по-другому отражают и поглощают лучи инфракрасного диапазона и запечатлев это на снимке можно получить необыкновенные эффекты.
Есть три основных способа получения инфракрасных кадров:
- Съёмка на плёнку: либо плёнкой, чуствительной к инфракрасному диапазону, либо с фильтром, который полностью погасит видимый диапазон спектра (на вид такой фильтр практически чёрный).
- Съёмка камерой у которой есть режим ночной съёмки в котором она воспринимает свет в инфракрасном диапазоне, например: Sony DSC-F828 и подобных ей.
- Примеение адаптированного фотоаппарата, где инфракрасный фильтр - установлен перед матрицей камеры взамен АА (антимуарового) фильтра.
Примеры инфракрасных пейзажей:
6. По-настоящему сильное и интересное макро:
Смартфона так же получили в распоряжение дополнительные макро-камеры, да и в общем устройство с крайне маленькой матрицей - позволят снимать с достаточно близкого расстояния. Но кадры с по-настоящему сильным приближением, где мельчайшие предметы и объекты, такие как: капли воды, растения, насекомые или даже просто крупинки соли и сахара - сняты с увеличением в несколько десятков или сотен раз, могу снять только фотоаппараты.
Крупинки сахара на фотографии:
Кроме того, фотоаппараты могут подсветить сами себе эти мельчайшие объекты, использовав специализированную кольцевую вспышку для макро-съёмки.
Примеры макро-фотографий с большим приближением:
7. Мультиэкспозиция:
Этот тип фотографии берёт своё начало с плёночных времён, когда фотографы делали несколько экспозиций, а один участок плёнки, что бы не засветить изображение они уменьшали выдержку в зависимости от числа экспозиций на один кадр, таким образом для ровной засветки, равная часть света бралась от каждого последующего кадра.
Получившийся снимок сочетал как бы призрачные, проступающие из-за друг-друга контуры нескольких кадров. Сочетая формы, рисунки, фактуры и свет различных объектов можно получать сказочные и сюрреалистические композиции.
Профессиональная цифровая техника унаследовала возможность мультиэкспозиции, причём кадр получается сразу, а не сложением в ПО и качество картинки значительно выше, ведь фотоаппарат может делать муьтиэкспозицию прямо в несжатый формат RAW.
Примеры кадров с использованием мультиэкспозиции:
8. Съёмка тилт-шифт объективом:
Одними из типов объективов на системные камеры являются тилт и шифт объективы, те которые совмещают обе функции - носят название объективы тилт-шифт.
Функция тилт или сдвиг позволяет выровнять прямо во время съёмки перспективные искажения, например при съёмке высоких архитектурных объектов от их основания:
Функция шифт или наклон даёт возможность изображать одновременно резкими предметы, расположенные на разных расстояниях без уменьшения относительного отверстия объектива благодаря принципу Шаймпфлюга.
Более того функция шифт даёт дополнительные возможности коррекции перспективы, в том числе в интерьерной и предметной съёмке. В то же время, уклон нарушает параллельность плоскостей резкого изображения и кадрового окна, приводя при съёмке пейзажа к иллюзии малой глубины резкости, напоминающей картину при макросъёмке. В результате обычный городской ландшафт становится похожим на уменьшенный макет:
9. Умелое использование фото-вспышки и свои условия съёмки:
Недаром первым названием фотографии было - светопись, а народная поговорка звучит, как: "Есть свет - есть фотография, нет света - нет фотографии!". Когда условия освещения для съёмки тяжелы и невыгодны, вся мощь "вычислительной фотографии" теряется и смартфон снова возвращается к функции телефона, пейджера и устройства для интернет-серфинга. Да, можно снять более-менее приемлемый ночной пейзаж, особенно если зажать смартфон в подобающий для этого штатив, но фотоаппарат может создать себе нужное освещение самостоятельно. А для этого созданы внешние фото-вспышки, их мощь не идёт ни в какое сравнение со смехотворными лампочками в смартфонах, которые могут в лучшем случае подсветить лист документа при его съёмке в тёмной комнате.
Но вспышкой можно не только высветить что-то в темноте, она поможет и в яркий солнечный день, подсветить модель, стоящую против яркого солнца:
Или же, если в помещении сложное по цветовой температуре освещение от нескольких источников, особенно когда оно в холодном диапазоне, лица людей будут синеватыми или зеленоватыми вне зависимости от настроек баланса белого, вспышка поможет забить своим импульсом этот паразитный свет и сделать скинтоны естественными.
Более того, фотоаппарат может "запустить" не одну, а несколько вспышек разом, применив различные рассеиватели света и фильтры (в том числе и цветные для создания разноцветной подсветки), создать любой желаемый свето-теневой рисунок с необходимой мягкостью света или наоборот резкими тенями:
А используя камеру или плёнку с чувствительностью к невидимому инфракрасному или ультрафиолетовому спектру, можно использовать в этом спектре вспышку, которая не видна глазу и снимать например стрит-портреты людей на ночных улицах, но не быть замеченным вообще:
10. Управляемый физический софт-эффект:
В программах обработки изображений есть возможность добавить так называемый софт-эффект, сделать изображение мягче, добавить дымку, скрыть мелкие детали не теряя читаемости общих контуров. Это бывает очень полезно, например, для съёмки портретов, что бы скрыть мелкие неровности, поры и морщинки кожи, сделать её более гладкой.
Но любая дополнительная обработка цифрового изображения - может зашумить его, испортить плавность тональных переходов, добавить видимые следы обработки, тем более, любая обработка - это затраченное время. Другое дело, когда этот эффект достигается физически. У некоторых светосильных объективов на открытой диафрагме и объективов с одной единственной линзой типа "монокль" такой эффект так же имеется, но им нельзя управлять. Но есть специальные объективы типа Soft, такие, как например: Canon EF 135 mm f/ 2.8 SoftFocus или SMC Pentax FA 85 mm f/ 2.8 Soft, такие объективы позволяют управлять уровнем эффекта физически в момент съёмки.
При использовании этих объективов на практике можно получить вот такие снимки:
Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайки и предлагайте темы для будущих статей в комментариях, все предложения будут рассмотрены! Всем удачных снимков, с Вами была Занимательная Фототехника, до новых встреч!