Найти тему
ПОД СТУК

Как работают тормоза у «Ласточек» и «Сапсанов»? А ведь они там особенные - дисковые!

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В прошлой статье я рассказал о начатом серийном производстве систем дискового тормоза для поездов «Ласточка», «Иволга», а также электровоза ЭП20. В этой же статье я более подробно расскажу о том, что такое дисковые тормоза, чем они лучше классических тормозов, а также на каких поездах их устанавливают и почему.

На какие поезда устанавливают дисковые тормоза?

Начнём с того, что, в большинстве своём, что на локомотивах, что на вагонах (будь то пассажирские или грузовые), что на электричках, торможение осуществляется путем прижатия тормозных колодок к ободам колес, то есть, по сути, к поверхности катания, которая также взаимодействует с рельсом.

Однако дело в том, что применение колодочного тормоза ограничено пределами их допустимого нагрева. Поскольку тормозной эффект достигается путем трения, то, соответственно, выделяется достаточно большое количество тепла. Если скорости высокие, то при полном торможении с условных 160, а то и 200, километров в час, колеса разогреются так, что уже будут возникать недопустимые деформации колеса из-за теплового расширения металла. А ещё применение дисковых тормозов позволяет обеспечить более длительный пробег вагона или локомотива без обточки колесных пар.

Клещевой механизм
Клещевой механизм

Поэтому для скоростного подвижного состава необходимо сделать так, чтобы поверхность катания оставалась поверхностью катания, а для торможения использовать отдельный элемент - тормозные диски и тормозные блоки (клещевые механизимы). Последние можно сравнить с автомобильными суппортами.

Как устроен дисковый тормоз?

Колесная пара «Сапсана» с тяговым редуктором и колесными тормозными дисками
Колесная пара «Сапсана» с тяговым редуктором и колесными тормозными дисками

Итак, существует два типа тормозных дисков: первые устанавливаются на ось, как правило в количестве трёх штук, а вторые - на колесные центры. Поэтому они так и называются - осевые диски и колесные диски. Первые устанавливаются на оси немоторных тележек, а вторые - на оси моторных. Обусловлено это тем, что на моторных тележках установлены также тяговые электродвигатели, и диски уже на ось не поставить - места нет.

Колесная пара «Сапсана» немоторной тележки с осевыми тормозными дисками
Колесная пара «Сапсана» немоторной тележки с осевыми тормозными дисками

В торможении принимают участие тормозные блоки - клещевые механизмы, которые также ещё иногда называют «клещами». Их подвижные части, на которых установлены тормозные колодки, обжимают тормозной диск, создавая трение и обеспечивая тормозной эффект.

Осевые тормозные диски
Осевые тормозные диски

При этом тормоза остаются пневматическими - то есть всё та же тормозная магистраль, проходящая через все вагоны поезда, в которой машинист, при помощи крана машиниста, создаёт разрядку (падение давления), выпуская воздух в атмосферу. На падение давления как бы «реагирует» воздухораспределитель, открывая путь сжатому воздуху из запасных резервуаров под вагоном в ложные тормозные цилиндры, объёмом 16 литров.

ТЦ1, ТЦ2, ТЦ3, ТЦ4 - Тормозные цилиндры. Обратный клапан - ложный тормозной цилиндр.
ТЦ1, ТЦ2, ТЦ3, ТЦ4 - Тормозные цилиндры. Обратный клапан - ложный тормозной цилиндр.

Воздух из ложного тормозного цилиндра воздействует реле повторитель, которое наполняет уже «настоящие» тормозные цилиндры, установленные на каждом тормозном блоке, таким же давлением, которое было создано в ложных тормозных цилиндрах, из питательного резервуара, объёмом 160 литров. Сам же питательный резервуар соединен с тормозной магистралью и воздух в нём берется из нее. Ну а тормозная магистраль подпитывается воздухом из главного компрессора через напорную магистраль.

Оказываясь в тормозном цилиндре, воздух давит на поршень, двигая его. И вот уже это механическое движение приводит в действие рычаги клещевого механизма, которые, сжимаясь, обеспечивают прижатие тормозных колодок к тормозным дискам. Вуаля, поезд тормозит.

Схема тормозного блока. Под номером 9 - тормозной цилиндр, 8 - рычаги клещевого механизма, 2 - башмаки (колодки)
Схема тормозного блока. Под номером 9 - тормозной цилиндр, 8 - рычаги клещевого механизма, 2 - башмаки (колодки)

Ранее дисковые тормоза для наших поездов поставляла немецкая компания «Knorr Bremse», ныне же серийное производство освоили на российском заводе в городе Первомайск - «ТрансПневматика». Это большой завод, на котором также выпускается весь спектр тормозного оборудования: тормозные цилиндры, воздухораспределители, авторежимы, соединительные рукава воздушных магистралей, а также гасители колебаний и многое другое.

-8

Теперь, вместе с поддержкой Фонда Развития Промышленности, на заводе выпускают ещё и дисковые тормоза для пассажирских вагонов локомотивной тяги, поездов «Ласточка» и «Иволга», а также электровоза ЭП20. В будущем планируется также производство систем дискового тормоза для «Сапсанов». Ну а если вам интересно больше про завод - рекомендую свою прошлую статью!

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-9