Экзамен по философии, конечно, не обойдется без самого базового, но одного из самых сложных вопросов о сущности философии. Этому посвящен практически весь первый семестр на бакалавриате. Но ответа, чаще всего, не находится. Опасность вопроса в том, что студент скатывается в общие фразы и тривиальности. Причина - заучивание пространных формулировок из учебников. Во избежание такого сценария предлагаю обратиться к следующей стратегии: рассказать про взгляд того или иного философа на предмет этой науки и сопоставить со своим общим представлением.
Этому посвятим целую подборку, которую откроет агностик И. Кант из нашей предыдущей статьи про стратегии в теории познания. В его системе гносеологические вопросы являются центральными для философии, потому что построить картину мира можно, только ответив на вопросы, каков предел познания, каков источник знаний и как последнее возможно применить.
И. Кант выделяет школьное и мировое понятие философии. Рассмотрим их.
Школьное понятие
Философия - систематическая связь рационального знания. Её постижение не приводит к созданию новых, оригинальных идей, но развивает умение пользоваться разумом в практических целях. Здесь речь идет о теории аргументации и работе с текстом.
Мировое понятие
Общее определение
Философия:
- наука “о последних целях человеческого разума”.
То есть, исследует принцип, который лежит в основе происхождения знания, возможности существования наук;
- наука о “высшей максиме применения нашего разума”;
Так как знание бывает априорным/апостериорным, синтетическим/аналитическим, то необходимо изучить, как человек использует разум для получения знания.
Его можно использовать физическим (имманентным) способом и сверх физическим (трансцендентным).
Для достижения истины важно предотвращать ошибки в работе разума;
- “законодательница разума”;
Законодательство разворачивается в двух областях: природе и нравственности. То есть по поводу того, что есть и того, что должно быть;
- “идея совершенной мудрости”;
Наука и мудрость связаны как школьная и мировая философия.
Философию составляют метафизика, мораль, религия и антропология, потому что её ключевыми вопросами являются:
- Что я могу знать?
- Что я должен делать?
- На что я смею надеяться?
- Что такое человек?
Что такое метафизика
Метафизика:
- это “наука о первых принципах человеческого знания”, то есть она определяет, что является объектом познания, каковы методы познания и его результат;
- это знание, основанное на чистом разуме, то есть априорное знание (совершенно несвязанное с эмпирическим опытом).
Предметы исследования:
- природа, то есть то, что есть
- свобода, то есть, основание нравственного поведения
Метафизика природы
Состоит из:
- трансцендентальной философии: исследует место разума и рассудка в системе понятий, которые описывают природу;
- физиологии чистого разума:
1) физическое (имманентное): исследует телесную природу (физика) и душу (психология)
2)сверхфизическое (трансцендентное) исследование природы.
- исследование связи предметов между собой. Данная связь находится вне пределов опыта;
- исследование связи предметов опыта с над-природной сущностью (Богом)
* под природой понимается то, что есть/существует в оппозиции к потенциальному.
Связь школьного и мирового понятия философии
Истинному философу требуется не только талант, но и умение пользоваться разумом, создавать логически стройную систему связей между идеями и науками. Для этого ему нужно практиковаться применять разум на существующих школьных философских концепциях: искать в частном общие принципы. Так философ научится самостоятельно мыслить.
Источники:
- Алексеев П. В., Панин А. В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное.— М.: Гардарика, 1997,— 576 с.