Найти тему

В Самару! Дом церковного старосты Ивана Васькова на улице Ильинской

Считается, что улица Арцыбушевская на исторические памятники небогата. Чем, казалось бы, может впечатлить архитектура бывших окраин, заселенных мастеровым людом, небогатыми мещанами и застроенных их нехитрым жильем?

Улица Ильинская на рубеже прошлого и позапрошлого веков
Улица Ильинская на рубеже прошлого и позапрошлого веков

А ведь на самом деле бывшая Ильинская – одна из самых «пестрых» и многоликих улиц в городе, где старое соседствует с новым, кирпичное с деревянным, бедное и незатейливое – со стильным и элегантным.

Имитация фахверковой конструкции второго этажа сочетается с традиционным декором в виде  резных подкарнизных кронштейнов
Имитация фахверковой конструкции второго этажа сочетается с традиционным декором в виде резных подкарнизных кронштейнов

Одним из украшений и символов нынешней Арцыбушевской можно считать «полукаменный» особнячок под номером 78 между Вилоновской и Ульяновской.

перестроенный из бывших мастерских первый этаж фасадного декора не имеет
перестроенный из бывших мастерских первый этаж фасадного декора не имеет

Главный фасад прямоугольного в плане здания имеет симметричную семиосевую композицию. По центральной оси располагается парадный вход, акцентированный в уровне первого этажа широкими кирпичными пилонами. Выше уровня дверного проема пилоны переходят в массивные кронштейны, на которые опирается вывешенный в уровне второго этажа деревянный прямоугольный эркер с завершением в виде четырехгранного шатра со шпилем. Прямоугольные окна первого этажа с клинчатыми перемычками имеют вертикальные пропорции и лишены декора, разделяет этажи профилированный карнизный пояс из нескольких рядов кирпичного выпуска.

Рисунок В.Г. Каркарьяна
Рисунок В.Г. Каркарьяна

Второй деревянный этаж обшит тесом и оформлен выделенными контрастным белым цветом декоративными деталями, имитирующими фахверковую конструкцию. Обрамленные накладными деревянными элементами прямоугольные оконные проемы так же вписаны в «фахверковый» декор, над окнами расположены прямые сандрики, «вставленные» в нижнюю часть крупных резных сдвоенных кронштейнов с орнаментом в виде крина - растительного мотива, символизирующего плодородие. Венчающий карниз опирается на верхнюю часть кронштейнов, завершающий композицию шатер над башенкой эркера имеет чешуйчатое покрытие.

-5

История особняка такова. К началу 1880-х усадебным местом с деревянным домом в 106-м квартале владела многочисленное семейство самарских мещан Лысовых – глава клана Илья Алексеевич с супругой Федосьей Ивановной и их взрослые сыновья Андрей, Иван, Николай и Дмитрий – каждый с чадами и домочадцами.

Самарская каменно-деревянная классика жанра
Самарская каменно-деревянная классика жанра

Весной 1894-го года Лысовы часть своего дворового места продали оренбургской мещанке П.П. Моисеевой, и 15 мая того же года новая собственница обратилась в городскую Управу за разрешением на постройку на своем участке каменной слесарной мастерской. По данным оценочных ведомостей, к 1902-му году на усадебном месте Моисеевой к выстроенной мастерской добавились каменная кузница, три одноэтажных флигеля, погребица и дровяники - а в 1904-м году хозяйка продала участок со всеми производственными и жилыми строениями крестьянину Ивану Никитичу Васькову.

Резные крины - символ плодородия
Резные крины - символ плодородия

Через несколько лет выходившие на улицу каменные строения слесарной мастерской и кузницы стали первым этажом вновь отстроенного каменно-деревянного особняка, в наши дни отнесенного специалистами к стилю «романтического модерна». Перестроены были и сдававшиеся в аренду дворовые флигели.

По противопожарным требованиям со стороны соседней усадьбы - кирпичная стена-брандмауэр
По противопожарным требованиям со стороны соседней усадьбы - кирпичная стена-брандмауэр

И.Н. Васьков, по имеющимся данным, родом был из села Клявлино. Кроме того, являлся церковным старостой близлежащей Петропавловской приходской церкви на улице Сенной, позже названной в честь революционера Александра Буянова.

Церковь Петра и Павла на улице Буянова, 135
Церковь Петра и Павла на улице Буянова, 135

Должность церковного старосты, введенная указом Петра Великого была, как известно, почетной. Если обязанностями первых старост были приобретение свечей и хранение церковной кассы, то позже они руководили и ремонтом храма, и сбором пожертвований, и соблюдением порядка. Церковный староста избирался на три года прихожанами из числа самых уважаемых лиц, утверждался в должности руководством епархии и совместно с приходским советом решал все хозяйственные и финансовые дела прихода и храма. Старостам церквей в столичных и губернских городах полагался темно-синий мундир IX класса Духовного ведомства.

Фото 1908-го года. Самарские купцы - церковные старосты. Третий слева в нижнем ряду - Яков Соколов
Фото 1908-го года. Самарские купцы - церковные старосты. Третий слева в нижнем ряду - Яков Соколов

Надо сказать, что предшественниками крестьянина Ивана Васькова на должности Петропавловского церковного старосты были такие именитые жители Самары, как мукомол-миллионер Яков Соколов и затем его сын Иван Соколов.

-11

После революции и национализации усадьбы Иван Никитич с семьей Самару покинул. Предположительно проживал в одном из сел Клявлинского района. В Книге памяти Самарской области есть сведения об аресте в 1930-м году «за контрреволюционную пропаганду» его единственного сына Демьяна – но о дальнейшей судьбе информация отсутствует . Самарский особняк Васьковых до сих пор служит жилым домом – и нисколько не теряется в окружении подступающих многоэтажек.

Современная застройка может служить фоном для исторической . Фото В. Григанова
Современная застройка может служить фоном для исторической . Фото В. Григанова

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете