Найти тему
Мастер Творцов

Софонисба Ангвиссола – «Портрет Елизаветы Валуа» (1561-1565 годы)

Софонисба Ангвиссола – «Портрет Елизаветы Валуа»
Софонисба Ангвиссола – «Портрет Елизаветы Валуа»

На этом большом государственном портрете Софонисба Ангвиссола (годы жизни 1532-1625) запечатлела образ новобрачной Елизаветы Валуа (годы жизни 1545-1568) – королевы Испании. Одетая в полоски чёрной ткани, которая была самым дорогим цветом по причине сложного процесса окрашивания, и украшенная жемчугами и рубинами от шеи и до краёв платья, Елизавета показывает себя богатой королевой эпохи Возрождения.

Открытые рукава её внешнего платья обнажают полосатые жёлтые рукава под ним и дорогую белую шёлковую подкладку верхней одежды. Она носит на своей голове украшенную драгоценными камнями корону, ожерелье на шее и пояс с драгоценными камнями на теле, а на руках девушки многочисленные кольца, украшающие её изящные и ухоженные пальцы. В правой руке она держит миниатюрный портрет Филиппа II Испанского (годы жизни 1527-1598) – своего новоиспечённого мужа. Это и является публичным проявлением любви и привязанности к её новому супругу, хотя, вполне вероятно, именно Филипп и заказал портрет своей жены.

Елизавета опирается правой рукой на большую мраморную колонну, что может предполагать, что она находится на территории огромного дворца, а это опять-таки намекает нам на богатство, власть и роскошный, даже в чём-то гедонический образ жизни пары.

В изобразительной культуре эпохи Возрождения и раннего Нового Времени жемчуг имел важнейшее символическое значение – в особенности для женщин. Поэтому вовсе неудивительно, что платье Елизаветы украшено завязанными узлом нитями жемчуга. Когда-то считалось, что жемчуг символизирует собой не только огромное богатство, но и женскую плодовитость, поскольку полагалось, что жемчужина «рождается» в раковине устрицы.

Таким образом, на данном государственном портрете многочисленные жемчужины как бы намекают нам на будущих детей, которых Елизавета обязательно родит Филиппу. К великому сожалению, именно её четвёртая беременность и второй по счёту выкидыш положили конец короткой жизни Елизаветы, оборвав её на отметке всего лишь в двадцать три года.

  • Художник – Софонисба Ангвиссола
  • Название – «Портрет Елизаветы Валуа»
  • Год создания – 1561-1565
  • Размеры – 206 х 123 сантиметра
  • Материал – Масло на холсте
  • Место нахождения – Национальный Музей Прадо (Мадрид, Испания)