Все мы помним, когда разбирали в школе слова на звуки. При этом в голове был "тихий ужас " и ступор, когда надо было смотреть на буквы и называть звуки ,из которых состоит каждая буква.
Поэтому, чтоб не ошибаться при написании в буквах ,мы старались не думать о звуках. Чтоб не запутаться и не сделать ошибку. Ведь мы пишем буквы и в это время зачем нам звуки?
А поём-то мы звуки, а не буквы.
Вот эта нестыковка в голове и вылезает при пении. Потому что теперь надо думать о звуках в слове, а привычки нет. Голова в эту сторону не повернута.
А точнее наоборот, повернута так, чтоб не замечать и не видеть звуки. Поэтому произношение не чёткое!
В голове не срабатывает необходимость произнесения звуков.
Например, видим букву "я" и у нас одна в голове буква "я", а надо артикулировать два звука "й" и "а" и это вызывает трудности.
В противоположность этому берем иностранный язык и транскрипцию.
Сначала они тоже идут туго в школе ,но из-за того, что это необходимо, то тренированность растет и дает результат. А с родным языком это не произошло в школе и с возрастом не развивается. Откуда взяться умениям?
А в школе прошли тему и забыли ,чтоб не ошибаться. Тема закрыта.
В причинах, которые не очевидны на первый взгляд, разобрались.
А что делать тем, кто начал петь?
- Выстроить новую цепочку в голове "Видим букву-знаем, сколько звуков, артикулируем все звуки"
- Восполнять пробел и делать фонетический разбор слов в песне.
- Приучить себя четко произносить ,а значит мышцами артикулировать все звуки в каждом слове.
- Тренировать, как в иностранном языке и приучить себя видеть звуки, а не только буквы.
У меня тоже была нестыковка и я долго не осознавала, как это вообще связано и как мешает моему артикулированию.
Это было просто настолько неочевидно, что и в ум не могло прийти.
НАША ПСИХИКА ОЧЕНЬ ТОНКАЯ ВЕЩЬ. Что-то может мешать и скрыто влиять на все остальное. Осознавание убирает помеху!
Например, вот вы смотрите в текст песни и начинаете произносить его. Я обращаю ваше внимание на то, что надо все произносить в высокой певческой позиции и максимально слитно.
Вы произносите и все вроде бы хорошо.
Но в словах ,где есть "я, е ,ё ,ю" всегда что-то начинает идти не так. Я обращаю внимание и показываю, что "й" и "а" надо сказать вместо абстрактной "я" в вашей голове, то все встает на место.
Да, даже еще до песен это начинается, на распевках , когда поем "ми-и-йа". Приходиться объяснять артикуляцию "й" и выход на "а" очень подробно и неоднократно каждый урок. Потому что ученик не видит "й" ,ему это непривычно и он не пользуется ей при артикулировании звука.
А ведь за нее цепляется "а", чтоб не свалиться в горло. Дальше в песнях сложности ОПЯТЬ ЖЕ ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ! А, если еще мелодия не простая, а например с большим скачком ,то вообще.
Надеюсь, что донесла до вас необходимость пересмотреть свои отношения с буквами и звуками.
Ведь, если есть тренированность петь звуки, то эти сложности не возникают. Певец понимает и знает, что надо делать.
Вывод, вам надо прийти к этому новому пониманию о звуках в пении.
Тогда вам многое станет проще понятнее. А главное петь станет легче!