В начале космической эпохи, несмотря на видимые риски и недостатки (особенно в контексте XX века) оборудования и технологий для космических полетов, крупных катастроф случилось относительно немного. Статистические данные указывают, что вероятность погибнуть во время полета в космос ниже, чем вероятность гибели во время восхождения на любой восьмитысячников Земли — 3%.
Развитие космической отрасли привело к нескольким тяжелым трагедиям, но их количество относительно общей «массы» невелико. Только трое из 19 погибших в ходе космических экспедиций считаются умершими непосредственно в космосе.
Самые трагические случаи стали частью истории, служа напоминанием о необходимости ответственного подхода к выполнению своей миссии и соблюдении всех мер предосторожности — даже незначительная деталь может стать причиной смерти нескольких людей.
«Союз-1»: излишняя торопливость
Смерть советского космонавта Владимира Комарова стала первой человеческой трагедией в истории космических полетов, в СССР так точно. Несмотря на успехи, достигнутые в советской космической программе, катастрофа корабля «Союз-1» в 1967 году ознаменовала начало потерь и рисков в космосе.
Полет Комарова был приурочен к дню рождения Владимира Ленина и имел огромную политическую значимость. Владимир стал первым советским космонавтом, совершившим два космических полета, но уже на 13-м обороте Комаров сообщил о проблемах с ориентацией корабля, что вынудило командный центр принять решение о преждевременном завершении миссии.
После 18 оборотов корабль успешно совершил спуск с орбиты, но при посадке произошло несколько серьезных сбоев. Малый строповый парашют не смог вытащить основной, и когда Комаров вручную раскрыл резервный парашют, стропы запутались, он не смог развернуться и наполниться воздухом.
Корабль со скоростью около 180 км/ч упал на землю: Комаров скончался мгновенно. В результате столкновения произошел пожар, который почти полностью уничтожил корабль.
«Челленджер»: проблема в уплотнительных кольцах
В 1986 году американская космическая программа потеряла шаттл «Челленджер», который разрушился на 73-й секунде полета на высоте около 14 км над Атлантическим океаном возле мыса Канаверал в штате Флорида. Эта катастрофа стала первым смертельным инцидентом во время пилотируемого запуска в истории США.
Миссия была направлена на развертывание спутника связи на орбите и изучение кометы Галлея. В составе команды была учительница Криста Маколифф, которую NASA назначила для возрождения интереса общественности к космическим исследованиям. Криста была одной из 11 000 кандидатов, и ее смерть оставила неизгладимую печать в сердцах многих людей.
Утро 28 января 1986 года было необычайно холодным, с температурой -1 по Цельсию, что было на грани допустимости для безопасного запуска. Контрактная компания Morton Thiokol, поставщик твердотопливных ускорителей, не проводила тесты при температуре ниже +12 градусов и рекомендовала отложить старт.
Но рекомендации не были приняты. Предположительно понижение температуры привело к тому, что уплотнительные кольца на правом твердотопливном ускорителе не смогли обеспечить надлежащее уплотнение, и горячий газ начал проникать мимо уплотнительных колец, разрушая их. Это стало первым шагом на пути к трагедии, которая потрясла мир и напомнила о рисках, связанных с пилотируемыми космическими полетами.
Через 58 секунд после старта полета камера слежения зафиксировала резкий выброс газов, который увеличивался со временем, что свидетельствовало об увеличении размеров отверстия. Это привело к падению давления в топливном баке с жидким водородом. На 73-й секунде полета правый ускоритель оторвался от задней опоры, крепившей его к баку, вызвав сильное боковое ускорение.
В результате возникло неуправляемое горение водорода. Сильная вспышка топлива вызвала ускорение в 20g, тогда как конструкция «Челленджера» была рассчитана выдерживать только 5g.
В результате шаттл разрушился на несколько частей, включая кабину экипажа, которая начала свободное падение. Трое астронавтов успели активировать персональные системы подачи воздуха, что дает основания полагать, что они оставались в сознании некоторое время после катастрофы.
Если бы кабина была герметичной или имела незначительные утечки, то астронавты могли оставаться при сознании до столкновения с водой. Однако если кабина была разгерметизирована, быстрая декомпрессия могла привести к потере сознания уже через несколько секунд. При столкновении кабины с водой скорость была уже 333 км/час при немыслимом ускорении, что оставило астронавтам никаких шансов на выживание.
Почти утонул в космосе
Итальянский космонавт Лука Пармитано пережил потенциально опасную ситуацию, но, к счастью, не смертельную, как в прошлых случаях. Он добрался до Международной космической станции (МКС) 29 мая 2013 года на борту корабля «Союз TMA-9M». Во время данной миссии Пармитано стал первым итальянским космонавтом, который совершил выход в открытый космос 9 июля 2013 года.
Трудности возникли во время второго выхода 16 июля: вода начала заполнять его космический костюм. В космической среде вода не заполняет пространство постепенно снизу вверх, а свободно перемещается вокруг. Таким образом возникла опасность, что Пармитано утонет в своем же скафандре.
Более того, вода, перемещающаяся вокруг головы, создавала проблемы с ориентацией, что усложняло возвращение на МКС. В итоге Пармитано провел в открытом космосе всего полтора часа — меньше, чем планировалось, однако вернулся на МКС живым.
Инженеры впоследствии обнаружили, что один из фильтров скафандра был забит и загрязнен, что вызвало скопление воды в системе охлаждения и привело к утечке. Спустя 2,5 года, 15 января 2016 года, с космонавтом Тимоти Копра произошло схожее происшествие с использованием того же скафандра.
Поскольку вода, вытекавшая в скафандр, была технической и предназначалась для охлаждения костюма, Пармитано и Копра не могли просто ее выпить. Однако и выпить воду, свободно перемещающуюся в условиях невесомости, тоже непросто.
Эти трагедии стали значительным уроком для мировой космической программы и показали, что космические полеты — это крайне опасное занятие, требующее постоянного совершенствования технологий и максимального соблюдения мер безопасности.
Однако, несмотря на все риски и потери, космические исследования продолжаются и до сегодняшнего дня остаются одними из самых захватывающих и перспективных областей науки и техники.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ 8 удивительных операций, которые доказывают: хирурги могут все
✅ Ученые предсказывают 5 катастроф, которые произойдут уже в XXI веке: к чему готовиться?
✅ 8 частей человеческого тела, которые наверняка исчезнут у наших потомков