Боттичелли, как один из ярчайших представителей Ренессанса, зашифровал достаточное количество аллегорий в своем сюжете. Например, каждый цветок символизирует человеческие качества: роза - любовь, василек - плодородие, маргаритка - невинность...
Как известно из древнегреческих легенд, Венера (она же Афродита) возникла из морской пены. По одним источникам, живородящая богинь пена возникла от капель крови оскопленного Урана, по другим - это было просто магическое место близ Крита.
Раковину своим дыханием подгоняет Зефир, помогает ему его жена, богиня цветов - Хлорида. Их союз - синтез плотской и духовной любви. К Венере идет Ора (богиня времени года) с мантией, чтобы прикрыть божественную красоту богини.
Над головой Венеры едва не смыкаются руки персонажей, а алая мантия - символ власти - с ее складками, изломанная линия берега и створы раковины как бы заключают Венеру в своеобразный овал. Ее фигура - центр, к которому все стремится.
Достоверно неизвестно, кто являлся моделью художника, но по некоторым данным можно предположить, что ею была Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано Медичи. Ее лицо стало лицом «флорентийского Ренессанса», поскольку Боттичелли повторял его из картины в картину.
Это прекрасное лицо напоминает лики Мадонн. Поэтому можно сказать, что соединение христианских тем в античной живописи дало начало феномену итальянского Возрождения.