Найти в Дзене
Психолог из детсада

Деловая игра для педагогов ДОУ. Как быстро создать конспект для занятия в детском саду на основе системно-деятельностного подхода

Оглавление

Уважаемые педагоги детского сада, когда-то эта деловая игра на основе проблемных ситуаций из сюжета сказки Ш.Перро «Золушка» помогла нам понять алгоритм выстраивания занятия (на тот момент оно именовалось непосредственной образовательной деятельностью) в соотвествии с требованиями ФГОС.

Надеюсь, подробно рассписанный алгоритм поможет и вам в составлении конспектов. Ведь требования с введением ФОП (федеральной образовательной программы) к ведению занятий практически не изменились.

Материалы к игре: книга-сказка «Золушка», волшебная палочка; магнитная доска, раздаточный и демонстрационный материал.

Этап I: психологическая подготовка к игре

Время: 5 минут

Педагог-психолог (ведущий игры): уважаемые педагоги, хочу вам сегодня напомнить знакомую с детства сказку «Золушка». Именно она поможет нам сегодня быстро создать конспект НОД на основе системно-деятельностного подхода.

Игра «Ассоциации».

Для начала, давайте окунемся в атмосферу этой чудесной сказки, поиграем в игру «Первые ассоциации» - передавая друг другу книгу, называйте те слова-ассоциации, которые возникаю у вас при воспоминании об этой сказке….

После игры: согласитесь, что приятные эмоции вызывает эта история про замарашку, ставшую принцессой. Мы вспомнили и героев и атрибуты сказки, это нам поможет в работе.

С воспоминанием сюжета сказки "Золушка" затруднений не возникло
С воспоминанием сюжета сказки "Золушка" затруднений не возникло

Этап II: организационный

Время: 3 минуты

Педагог-психолог: пора отправляться в путь, к новым знаниям и интересным делам. Представьте, что перед вами пять зАмков

  1. Первый замок хрустальный, как музыка - в нем будет создан конспект музыкальной НОД
  2. Второй – золотой, как дети, с которыми мы работаем – (для конспекта коррекционного занятия)
  3. Изумрудно-зеленый – для конспекта НОД с детьми младшего возраста (любая образовательная область)
  4. Небесно-топазовый – для конспекта НОД с детьми среднего возраста (любая образовательная область)
  5. Рубиновый - для конспекта НОД с детьми старшего возраста (любая образовательная область)

Выберите, в каком из зАмков вы хотите творить!

Педагоги объединяются в группы по интересам. Если в какой-то группе будет малое количество участников – ведущий корректирует ситуацию.

Этап основной: по подготовке конспекта НОД

Педагог-психолог: согласно системно-деятельностному подходу в основе непосредственно-образовательной деятельности (НОД) должна лежать проблемная ситуация. Предлагаю в замках созвать совет и выявить проблемные ситуации, с которыми сталкивается главная героиня сказки по ходу сюжета.

Напомню основные этапы этой сказочной истории, в которых обязательно можно увидеть проблему (вывешивается на доску, как приложение №1):

1. В семье дровосека появляется мачеха и две её дочери. Золушка отныне должна жить на кухне и выполнять всю домашнюю работу.

2. В замке объявляют бал, и чтобы Золушка о нем даже не помышляла, мачеха перед отъездом, дает ей много нелепой работы.

3. На помощь Золушке пришла фея, и они вместе подготавливают бальную атрибутику (карета, лакеи, кучер и т.п.).

4. Золушка попадает на бал, встречает принца, но танцевать на балу может только до 12 удара часов.

5. Золушка убегая, теряет туфельку. Принцу за короткое время нужно найти ту, которой туфелька придется впору.

6. Мачеха всеми силами пытается использовать туфельку во благо своих дочерей, оттесняя Золушку на задний план.

7. Хозяйка туфельки найдена и ей нужно поскорее прибыть, в замок, для подготовки пышного праздника.

Моделирование проблемных ситуаций в режиме «Мозговой штурм».

Деловая игра в детском саду
Деловая игра в детском саду

Вывешивается на доску приложение №2:

Возможные проблемные ситуации:

  • Как Золушке приготовить вкусный обед?
  • Как Золушке успеть убрать все комнаты?
  • Как Золушке поскорее отделить фасоль от гороха?
  • Из чего можно смастерить Золушке платье, карету, чтобы поехать на балл?
  • Как поскорее Золушке собраться на бал и приехать, чтобы не опоздать?
  • Как Золушке очаровать на балу принца и всех гостей своим музыкальным и танцевальным талантом?
  • Что должен делать принц, чтобы поскорее отыскать Золушку среди тысячи своих подданных?
  • Как выявить обман мачехи и помочь принцу распознать настоящую Золушку?
  • Как принцу и Золушке побыстрей добраться до замка и подготовить веселый праздник?
Педагоги выделили массу проблемных ситуаций в сказке "Золушка"
Педагоги выделили массу проблемных ситуаций в сказке "Золушка"

Этапы работы после мозговорогоштурма (раскладывается на столах участников):

1.Выберите проблемную ситуацию, которая будет интересна и понятна детям того возраста, для которого будет создаваться конспект.

2. Определите, через какую образовательную область и какой раздел вы бы хотели реализовать решение это проблемы.

3. Наметьте учебные цели, используемые игры и упражнения, дидактические пособия, через которые они будут реализованы.

А теперь будем двигаться по конспекту сверху вниз, расписывая этапы образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, согласно поставленным целям и задачам.

Очередность этапов вывешивается на доску, как приложение №3:

1.Введение в образовательную ситуацию психологическая направленность на игровую деятельность

Здесь решается вопрос, как разбудить желание играть в вашу «игру».

Запишите фразу этой части конспекта по формуле: привлечение внимания детей → появление у них интереса через знакомое воспоминание или новую историю рассказанную воспитателем → погружение в ситуацию, через желание узнать об этом еще больше, через жажду новых приключений.

Пример:
Вам нравится сказа Золушка? Чем она вам нравится? А хотите оказаться в этой сказке в шапках-невидимках?

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности

Тема не должна быть навязана воспитателем.

Воспитатель дает возможность детям действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию.

Например: вот мы и в сказке, но что же мы видим: разряженные сводные сестры Золушки весело собираются на балл, а бедняжка украдкой плачет на кухне? Почему?

Посмотрите, какую работу дала ей мачеха. Помните ли вы, какие еще задание дала мачеха Золушке в саду, в доме? Мы бы могли помочь? Для чего? Какая польза будет от нашей помощи?

3. Проектирование решения проблемой ситуации

Составьте подводящий диалог, чтобы детям можно было самостоятельно найти путь решения проблемы.

Например: как нам составить план помощи? У кого мы можем спросить совета, как приготовить салат, полить розы?

Вывешивается подсказка:

Как правильно выстроить подводящий диалог!

  • Ставить вопросы, предполагающие больше открытые, а не закрытее формы ответа

Закрытая форма: Вам нравится сказка «Золушка»?

Открытая форма: Выскажите свое мнение к сказке «Золушка»

  • Не держать готовых ответов в голове, а думать вместе с детьми. Из за готового ответа в голове, педагоги часто просто подталкивают детей к тому, чтобы дети его «угадали».
  • Подытоживать ответы детей с уточнением и обратной связью: Маша предлагает сделать салат, которому её научила мама. Из чего делается этот салат, Маша?

4. Этап выполнения действий

Распишите алгоритм действия решения проблемной ситуации по формуле: какие будут формы организации детей + какой будет использоваться дидактический материал при этих формах организации.

Педагоги в процессе составления конспекта НОД
Педагоги в процессе составления конспекта НОД

Закончите этап тремя 3 важными показателями:

1. Педагог помогает найти место «нового» знания в системе представлений ребенка: теперь мы знаем, как действовать в похожей ситуации? Что для этого нужно делать?

Например: теперь мы знаем, как ухаживать за розами в саду? как стирать белье? как организовать веселый праздник? Что для этого нужно делать?

2. Педагог подводит к мысли о возможности применения «нового» знания в повседневной жизни.

Например: когда может пригодиться умение стирать белье? Для кого мы можем организовать веселый праздник?

3. Задать вопросы для самопроверки и коррекции деятельности: Мы справились с проблемой? Что не получилось в этот раз? Почему?

Совет: чтобы удерживать внимание детей при этом, вопросы может задавать какой либо персонаж. К примеру – фея.

4. Этап подведения итогов и анализа деятельности

Он включает:

  • фиксацию внимания по содержанию:

«Что мы сделали? Как мы это сделали? И зачем?»;

  • еще раз выяснение практического применения нового содержательного шага: «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это вам пригодится в жизни?»;
  • эмоциональную оценку деятельности «У вас было желание помочь Золушке», «Что вы чувствовали, когда…»;
  • рефлексию групповой деятельности «Что удалось сделать вместе в команде? Все ли у вас получилось?»;
  • рефлексию собственной деятельности ребенка.

Еще полезные материалы для проведения деловых игр и тренингов с педагогами:

Что могут детсадовские феи. Игровой тренинг для педагогов ДОУ. Мероприятие к 8-му марта для воспитателей
Психолог из детсада7 марта 2022