Этот военный аэродром Западного военного округа всегда готов принять и отправить транзитные рейсы, обеспечить доставку грузов. Транспортная авиация работает постоянно, поэтому боевое дежурство тут несут круглосуточно. В связи с высокой нагрузкой обеспечением выполнения задач занимается большая команда, а в дни проведения учебных полётов привлекаются дополнительные силы и средства.
Перед полётами
Лётное наставление, как и все подобные документы, лаконично, но за его краткими фразами кроется огромный объём выполняемой работы. Вопросы включают множество направлений – от аэронавигационного и штурманского до поисково-спасательного.
Подготовка к полётам начинается с класса и занимает достаточно много времени. Сюда входят постановка задачи, разведка погоды, предполётные указания. Перед ночными полётами вся процедура запускается заново. Иногда подготовка занимает больше времени, чем сам полёт.
В неясную погоду метеоролог полка уточняет прогноз через каждые пятнадцать минут. Часто оценивает время и врач медпункта: как только пройдут два часа после первичного медицинского освидетельствования, придётся снова проводить осмотр лётчиков.
Мозговой центр
На третьем этаже вышки командно-диспетчерского пункта (КДП) располагается группа управления полётами, которая постоянно получает данные от обеспечивающих служб. Рядом с руководителем полётов находятся его помощник, руководители зоны посадки, ближней и дальней зоны. В случае выполнения учебных задач с вооружением в состав группы входят офицеры боевого управления, дежурный штурман и руководитель полётов на полигоне.
Однако это не все специалисты, которые оказывают помощь экипажам в воздухе. Работает и группа обеспечения полётов, в которую, кроме старшего инженера, входит ещё десять должностных лиц.
Очередной Ан-26 уходит по рулёжной дорожке к предварительному старту. Командир корабля докладывает на КДП о готовности к взлёту. Машина выруливает на исполнительный старт, рёв двигателей, переведённых на взлётный режим, достигает самых дальних уголков аэродрома. Самолёт начинает разбег, проносится мимо вышки и взмывает ввысь.
Наблюдая за взлётом, руководитель полётов вслух произносит для записи на магнитофон время вылета и заносит данные в журнал дежурства. На дисплеях локаторов ясно видны несколько жёлтых точек, и рядом с ними стремительно меняются цифры, обозначающие основные параметры полёта – высоту и скорость.
Руководители полётов за всю свою службу сопровождают в небе сотни самолётов и вертолётов. У них огромный опыт, но при выполнении особо сложных задач, таких, как «градиент», руководство полётами берёт на себя командир полка транспортной авиации полковник Александр А.
Инженеры и техники
В двухэтажном здании, расположенном за стоянками самолётов, находится пункт управления инженерно-авиационной службы, где дежурит старший инженер полётов. От его профессионализма зависит многое.
Инженер майор Андрей З. как- то объяснил простое лётное правило: ни один руководитель полётов никогда не даст разрешение даже на запуск двигателей, пока не получит доклад от инженеров. Именно специалисты инженерно-технической службы делают окончательный вывод о возможности взлёта воздушных судов. Старшему инженеру подчинены все технические подразделения, занимающиеся подготовкой воздушной техники.
На главного специалиста пункта управления инженерно-авиационной службы ложится огромный груз ответственности. Под его руководством производится подготовка самолётов, временной контроль готовности к повторному вылету, заправка, работа аэродромной роты, решаются ещё десятки вопросов. Ни один заправщик, тягач или пожарная машина не тронутся с места без разрешения с пункта управления.
На отдельных площадках
Обычная с виду стоянка заполнена специальными автомобилями. Рядами выстроились многотонные заправщики, пожарные автомобили новой конструкции, тягачи, цистерны, санитарные автобусы и другая техника. А в ста метрах от этого парка машин стоит дежурный вертолёт.
У торца здания занимает площадку неприметная машина с кузовом-фургоном, которая тоже предназначена для обеспечения безопасности лётной работы. Автомобиль является важным элементом поисково-спасательного обеспечения полётов, организуемого начальником парашютно-десантной подготовки и поисково-спасательной службы полка. Главная цель службы – поиск и оказание помощи экипажам в случае аварийной посадки.
Работа диспетчерского пункта
Небольшая комната первого этажа отведена для посменной круглосуточной службы диспетчеров. В 10:00 проходит их смена. Свой пост сдаёт старший диспетчер старший сержант Иван К., заступает диспетчер младший сержант Иван П. Иван К. во время службы по призыву занимал должность начальника кислородно-зарядной станции. После дополнительного обучения, продолжил службу по контракту и отлично справляется с обязанностями диспетчера.
У младшего сержанта Ивана П. схожая судьба. Служил механиком радиомаяка и тоже решил не расставаться с аэродромом. Приняв дежурство, Иван П. быстро ориентируется в ситуации, и сходу усваивает всю необходимую информацию о воздушной обстановке.
А через пару минут уже раздаётся первый звонок, и диспетчер принимает новый разрешительный документ на полёт, именуемый латинскими буквами PLN (Flight Plan) – полётный план. В журнал переносятся длинные колонки цифр с десятками параметров полёта. И здесь главное – не перепутать понятия метрической системы. Все высоты полётов оглашаются по международным требованиям в футах. И если что- то передать экипажу в метрах, то получится значительная ошибка – разница больше чем в три раза. Поэтому диспетчеры и пилоты для понимания применяют и свою азбуку. Значение высоты дополняется уточнением, например, «пятидесятый эшелон».
К окну диспетчера подходит старший прапорщик Валерий Н. из нештатной группы контроля. Этот специалист проверяет каждый транзитный самолёт на соответствие и правильность оформления сопроводительных документов. Военнослужащего интересует время прибытия борта, вылетевшего с арктического острова. А вскоре раздаётся звук двигателей, над лесом загораются яркие фары, и шасси транспортного реактивного Ан-72 касаются полосы.
Владимир ЧЕРНОВ
Фото автора
Ленинградская обл.