Найти тему
ВАДИМ

Поговорим о падежах

Русский язык - это для меня некое сакральное знание. Можно всю жизнь пытаться его познать и, так дураком и помереть.

Сегодня хотелось бы поразмышлять о падежах.

Для начала перечислю шесть падежей, которыми мы пользуемся сейчас. Они всем известны:

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

А дальше начинается самое интересное: это те падежи, которые упразднены. Но даже их колличество под вопросом. Кто их насчитывает - девять, кто - двенадцать... Самое распространённое число - пятнадцать. Но лично я насчитал их уже - семнадцать. Итак:

Звательный

Разделительный

Местный

Изъяснительный

Счётный

Отложительный

Ждательный

Лишительный

Превратительный

Количественно - отделительный

Притяжательный

Вместе с привычными для нас шестью - это уже семнадцать.

Некоторые из них, и , может быть по праву, объединили с ныне существующими но, как мне кажется, некоторым из этих падежей альтернативы нет.

Найти вразумительных ответов практически невозможно. Всё, что есть в интернете, это как под копирку приведённые один - два примера словосочетаний не несущих никакой информации. Поэтому будем пытаться разобраться сами.

Самым простым и понятным, наверное, является «звательный» падеж. Я бы лично его назвал: падеж - междометие. Что-то вроде оклика «Эй». Сейчас мы используем только один из его вариантов - усечённые слова: пап, мам, дядь, тёть, Тань, Миш и т. д. Но до нас дошли и другие слова, которые использовали наши предки. Это слова с изменённым окончанием: старче, владыче, отче... Из современных слов сюда можно отнести - дружище.

Думаю, что со «звательным» падежом всё предельно понятно.

Дальше немного сложнее.

Как мы знаем, каждому падежу соответствует конкретный вопрос.

Имнительный - кто?, что?

Родительный - кого?, чего?

И т.д.

Переходим к «местному» падежу. В целом, он отвечает на вопрос - где?

Но, если конкретизировать, то это вопросы - в ком?, в чём?; на ком?, на чём?

Уже на этом падеже у толкователей не хватает ни знаний, ни фантазии.

Они даже не знают на какие вопросы отвечает этот падеж. И приводят два примера: «в лесу» и «на шкафу». И утверждают, что именно поэтому мы не говорим - «в лесе» и «на шкафе». Даже не задумываясь о том, что здесь имеет место род склоняемого слова, число и т.п. Мы же говорим: «во чреве», а не «во чреву»; « на лоне природы», а не « на лону»... Примеров можно привести бесчисленное множество. Я думаю, вы и сами посклоняете.

Но дальше ещё интересней. В свои права вступает «изъяснительный» падеж. Отвечает он на те же вопросы, но в значении - «знаю толк», «разбираюсь». «Я знаю толк в лесе». Не в лесу, а именно - «в лесе».

Дальше - больше. Но, чтобы вас не утомлять, я на сегодня остановлюсь.

Если вам интересна эта тема, пишите. Делитесь своим мнением. А я и дальше буду вас знакомить

с забытыми падежами.

Нужно ли их сейчас преподавать, не знаю. Но знать о них сто́ит. Это поможет в понимании словообразования.

Кстати, мне кажется, это было бы хорошим подспорьем для иностранцев изучающих русский язык и считающих его сложным.