Найти тему
Кинокружок Курилова

«Логово»: Нил Маршалл ради подруги-актрисы снял хоррор-боевик в своих лучших традициях

Возврат Нила Маршалла от «Хеллбоя» к низкобюджетной драме (она даже хоррором не была) «Проклятие ведьмы» вызвало желание снимать кино для возлюбленной – Шарлотты Кирк. «Логово» продолжает данное мутное дело, но хотя бы делает это более грамотно, напоминая поклонникам о том лучшем, за что Маршалла оценили в начале нулевых.

Кадр из к/ф «Логово».
Кадр из к/ф «Логово».

Нил влюбился в Шарлотту на «Хеллбое», когда продюсер не дал ей роль, и решил следующие фильмы посвятить ей (экс-жену Аксель Кэролин он снял в паре фильмов). Кино про ведьму неловко смешало намеки на мистику с исторической драмой о нелегкой женской доле. Реакция критиков была унылой. Зато «Логово» возвращает старый-добрый брутальный хоррор-экшн Маршалла, что мы так любим.

Авторский хоррор 21 века – самый умный и крутой

Критика и оценки публики и на этот раз тянут на дно. Но справедливо ли это? Нельзя так долго наказывать автора за дауншифтинг: хочет вернуться к низкому бюджету? Его право. Надо оценивать готовый продукт. А он вышел бодрый и задорный.

Апрель 2017 года. Британский пилот-лейтенант Кейт Синклер (Шарлотта Кирк), сбитая в Афганистане, вступает в перестрелку и прячется в старом советском бункере. Там ее ждет встреча с результатом секретных экспериментов 80-х по скрещиванию человека с инопланетянином. Догоняющие Кейт горцы говорят, что столкнулись с шайтанами.

В
«Проклятии ведьмы» Маршалла героиня Шарлотты Кирк стала безжалостным воином к финалу, а тут она демонстрирует отличную физическую форму и суровый нрав с первых секунд. Получается красиво, сравнимо с тем, как Пол Андерсон снимал Миллу Йовович в Resident Evil.

Фильм сочетает милитаристскую суровость «Псов-воинов» с чудищами в темном подземелье, которые не очень любят дневной свет (такое мы видели в маршалловском фильме «Спуск»), с отголосками Resident Evil и даже родственен российскому хоррору «Кольская сверхглубокая».

Маршалл в полном смысле делает хоррор-боевик так, чтобы мы заново прочувствовали смысла этого понятия. За 20 минут он прогоняет первый акт в бункере с такой яростной мясорубкой, что мало не покажется. С 21-й минуты фильм уже выглядит состоявшимся. И это начало. Дальше большая часть действия – с участием военных США, что не верят в рассказы Кейт о монстрах. И тут много интересного, в духе Маршалла.

Нил Маршалл верен своей манере нагнетать суровую маскулинность (заявленная в Dog Soldiers, далее она присутствовала и в «Судном дне», «Центурионе» и далее). Главный мужской персонаж сержант Том Хук (Джонатан Ховард из «Скайлайн 3» – удачный выбор) подчеркивает, что на данную военную базу отправляют как в ссылку всяких штрафников, «маргиналов и неудачников».

Кадр из к/ф «Логово».
Кадр из к/ф «Логово».

«Так меня спасла грязная шестерка?» – спрашивает героиня. Похоже на то, и давно известно, что с брутальными вояками, склонными к действиям не по уставу, кино выходит жестче и интереснее.

«Ведите огонь, сержант. Косите всё, что... визжит», – командует майор Финч (Джейми Бамбер), которого повязка на глазу делает похожим на Дефстроука из «Стрелы» по комиксам DC (когда он берет в руки вместо меча свою бейсбольную биту, тем более).

Кадр из к/ф «Логово».
Кадр из к/ф «Логово».

Джонатан Ховард, фехтуя с железякой и крышкой от бака, напоминает Майкла Фассбендера в «Центурионе». Не промах офицер с европейской стороны, по ходу боя вспоминающий драки с гопотой в Британии. На многое способен пленный афганец, если схватит свой клинок. Есть и британский юмор. «Советы нашли способ интегрировать чужеродную ДНК в организм человека». «Чужеродную ДНК! Скажем, французскую?»

На 50-й минуте (Маршалл специально отмерял по часам круглые числа 20 и 50?) кажется, что прошел еще один фильм на полчаса, из которого убрали затянутости. А впереди еще 40 минут. Красота!

Кадр из к/ф «Логово».
Кадр из к/ф «Логово».

Между вторым и третьим экшн-актами классика н/ф хоррора с изучением монстров (есть интересные анатомические удачи). Маршалл и тут находит какие-то авторские подходы (без постмодерн-отсылок к чужой классике).

Третий акт совместит боевик, ужастик и новые фантастические открытия. Здесь герои, возможно, пару раз и сглупят, но действие настолько плотное и адреналиновое, что думать об этом некогда. В итоге мы имеем один из самых лютых хоррор-боевиков за последнюю пятилетку. И это хорошо.

Россиян может огорчить тема кампании СССР в Афганистане (но РФ чуть ли не единственная взяла фильм в прокат). Но даже здесь Маршалл нашел забавные конспирологические акценты, настолько безумные, что антисоветский компромат не выглядит сильно зловредным.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!