Вот так выглядят предгорья Кавказа в долине Зеленчука в Карачаево-Черкесской республике.
В ближних горах, на притоках, живут совсем уж необычные народы: Маруха и Хусо-Кардоникская были основаны в 1867 году эстонцами, а Хасаут-Греческий в 1864-м - греками из Ставрополья. Самый, однако, заметный народ КЧР вне Большой Пятёрки - это осетины, компактно живущие на Кубани за горой в основанном в 1870 году Селе имени Косты Хетагурова, где родился их известнейший поэт. На кадре выше же - не аул, а станица: напоследок расскажу про самый необычный народ республики-коммуналки.
Конечно же, это русские. Точнее, казаки Кубанского войска, в 1860 году объединённого по сугубо территориальному признаку из десятка казачий формирований. В их числе были хопёрцы, одно из древнейших казачеств, в 14-15 веках сложившееся у Червлёного Яра из русских, татарских, аланских и черкесских беглецов вокруг Урюпинска. Они стерегли Великое княжество Рязанское, а с его падением примкнули к вольному Дону.
В 1696 году в составе Донского войска был создан Хопёрский полк, прославившийся взятием Азова. Непокорные казачьи городки на Хопре же были разрушены в 1712 году по итогам поддержанной ими Булавинщины, а уцелевших, дополнив украинскими казаками Слобожанщины, назвали Ново-Хопёрским казачеством. В 1767-74 годах Хопёрский казачий полк был пересобран, испытан подавлением Пугачёвщинцы и переведён в Ставрополь, из которого хопёрцы расселялись по Кавказской укреплённой линии, станицы у которой в 1845 году были сведены в Кавказское линейское казачье войско.
Среди этих станиц была Баталпашинская (теперешний Черкесск), а вот в предгорьях линейские объявились лишь в 1859-60 годах со строительством дополнительный Зеленчукской укреплённой линии, где несли службу вместе с солдатами пехотных полков. В первые годы станичники регулярно отбивали набеги, но важнее шашки оказался плуг: покинутая горцами долина стала русским уголком.
Хотя у черкесов и ногайцев кубанские казаки переняли не меньше, чем карачаевцы. Лишь вместо кийизов - подзоры (рушники), да и те привезены из под Харькова.
Казачки не носили корсетов, нагрудников и чеканных поясов, а вот мужья их облачались в бешметы с газырями и папахи (кубанки).
В Гражданскую войну Баталпашинский отдел стал оплотом Андрея Шкуро, и налаженные им лесопилки, литейни, ткацкие фабрики работали на весь Белый Юг. Советы этого не забыли: казаки стали меньшинством в национальной автономии, а в станицах их теперь 20-30% жителей карачаевцы.
Но и казачья память не подвела: в Перестройку тут произошла уникальная для России попытку создания русских автономий. В августе 1991 года были провозглашены Баталпашинская Казачья Республика в Черкесске и Зеленчукско-Урупская Казачья Советская Социалистическая Республика в Зеленчукской, которая стала центром объединённой 30 ноября Верхне-Кубанской Казачьей Республики. И хотя уже в 1992-м вся эта активность сошла на нет, её следы ещё можно увидеть.
Вот и отправились мы в станицу Кардоникскую (6,7 тыс., 23% карачаевцы) на Малом Зеленчуке в 10 километрах восточнее Зеленчукской, покинув автобус у не по-сельски огромного Дома культуры (1960) с новодельным фасадом "под сталинку":
В нём даже есть кинотеатр, да и вид площади напоминает любимый казаками тезис, что станица - не село:
Административные здания за Красной улицей стилизованы под курени:
Да и настоящих куреней из дерева и самана на бесконечных станичных улицах немало:
Посередине - не по-русски пышное и опрятное кладбище:
А рядом Покровская церковь - наглядный памятник Верхне-Кубанской республики. Ведь та успела обзавестись собственной архитектурой!
Разумеется, спонтанно: как заметил в своём обзоре зеленчукско-урупского зодчества один ЖЖист,
"у казаков были решимость, общее понимание того, что храм - это такой дом с куполами и много-много белого кирпича".
Облик церквей, строившихся по станицам на заре 1990-х, действительно узнаваем: силикатный кирпич, жестяной верх и формы с лёгким налётом барокко.
Убранство самодельно, а потому самобытно:
Во дворе храма десяток построек: как и должно в станице, тут один из центров её жизни. А вот казачью республику - не помнят: с тех пор много быстрой воды утекло.