Найти в Дзене

Почему врачи не ищут причины болезней?

Частый упрёк в адрес современной медицины и врачей может звучать так: "врачи не хотят искать причину болезни, а только симптомы заглушают своими лекарствами, которые одно лечат, а другое калечат".

Давайте на примере нескольких болезней разберем, так ли это, и что в озвученном выше упрёке - справедливо, а что - нет.

Случай 1. Болезнь (атеросклероз) привела к смерти женщины 49 лет от инфаркта миокарда, к трем инсультам у ее матери, и пока отсутствует у молодой женщины 20 лет (соответственно, приходящейся дочерью и внучкой). Однако у этой молодой женщины, как и у ее предков, имеется очень высокий уровень холестерина ЛПНП "("плохого" холестерина) и высокий уровень липопротеина (а). Т.е. в будущем, в отсутствие лечения, этой 20-летней женщине грозит повторение судьбы ее предков по материнской линии. Первопричина болезни - наследуемый из поколения в поколение генетический дефект, относящийся к ХС ЛПНП и к липопротеину (а).

Остальные последствия - это только последствия, ускоренные особенностями образа жизни и отсутствием своевременного лечения (того самого, которое не устраняет причины, но позволяет жить дольше и лучше). Можем мы в данном случае повлиять на причину болезни? Т.е. устранить генетические дефекты? Нет, пока не можем. В дальнейшем технология редактирования генома может стать доступной, и тогда - возможно да (если хватит денег, т.к. все высокотехнологичные методы лечения очень недешевы, особенно те, которые основаны на достижениях генной инженерии).

Столь же далекое от истины понимание логики современной медицины при взгляде "со своей колокольни" встречается у немалой части пациентов
Столь же далекое от истины понимание логики современной медицины при взгляде "со своей колокольни" встречается у немалой части пациентов

Что остаётся? Применять те лекарства, которые вмешиваются в метаболизм липидов, максимально снижая вредоносное воздействие длительной (фактически - пожизненной, в отсутствие лечения) экспозиции высоких концентраций холестерина ЛПНП и липопротеина (а). Благодаря такому лечению мы добиваемся а) увеличения продолжительности жизни б) предотвращения осложнений (инфаркта миокарда, инсульта, потребности в выполнении операций на сосудах). Т.е. здоровье и судьба такого больного в итоге могут вообще не отличаться от таковых у человека, которому повезло и который не унаследовал такого генетического дефекта. Особенно если лечение начато рано, и пациенту в течение жизни удается избегать известных факторов риска атеросклероза (курение, избыточный вес, диабет, артериальная гипертония). В этом случае он даже может прожить более долгую и здоровую жизнь, нежели его сверстник, который не занимался своим здоровьем. Лечение ли это? А почему нет? Пусть мы и не устраняем первопричину, но мы нашим лечением обрываем цепь негативных последствий, которые могут свести в могилу гораздо раньше срока.

Случай 2. Мужчина 50 лет с тяжелым синдромом обструктивного апноэ сна. Храпеть он начал еще в юности, потом прибавил в весе и теперь при росте 182 весит 114 кг. При осмотре глотки у него толстый и длинный нёбный язычок, который, подгибаясь, лежит на корне языка, и низко расположенный свод мягкого нёба. Т.е. это те особенности, которые унаследованы от кого-то из родителей. Плюс у него имеется небольшая нижняя челюсть, смещенная кзади (неправильный прикус, сформировавшийся в подростковом возрасте) - еще одна особенность, предрасполагающая к апноэ. Ну а ожирение, приобретенное в течение жизни - завершило картину, усугубив до невозможности проблемы с дыханием во время сна таким образом, что стенки глотки захлопываются фактически во сне поминутно, не давая нормально спать.

Могу я изменить форму его нижней челюсти? Нет. Теоретически можно, наверное, отправить его к ортодонтам, чтобы они попытались что-то изменить, но это лечение на годы и вклад нижней челюсти в развитие апноэ отнюдь не 100%-ный. Соотвественно, провозившись много времени и потратив немало денег, искомого избавления от апноэ можно не получить. Что ему предложить еще? Похудеть? Пока он имеет 62 апноэ в час, похудеть практически невозможно. Второе: как показали результаты длительных наблюдений за худеющими, 95% из них в итоге возвращаются к своему весу, имевшемуся до эпопеи с похудением. Какая надежда, что он попадет в счастливые 5%, которым предстоит всю жизнь бороться за то, чтобы не скатиться опять к своему ожирению? Операция на мягком нёбе как "устранение причины"? Во-первых, это неизбежное нарушение естественной анатомии глотки, во-вторых, при 62 апноэ в час операции мало помогают (как выяснилось), в третьих, с годами мягкое нёбо вновь провисает и становится дряблым, из-за чего происходят рецидивы храпа и апноэ даже при успешных поначалу операциях. Что делать?

Я такому пациенту подбираю аппаратную СРАР-терапию, и в итоге он уже через три дня спит как младенец, высыпаясь за ночь и возвращая себе ту работоспособность, о какой он уже за долгие годы своей болезни успел забыть. Лечение ли это? А почему нет? На фоне такого лечения он проживет дольше, отчасти вернет разрушенное длительно развивавшимся синдромом апноэ сна здоровье, вернет себе работоспособность... Это ли не лечение? А причины... От того, что я их здесь вижу и знаю - что-то меняется? Нет. Устранить эти причины фактически мы не можем.

Случай 3. Женщина 73 лет, гипертоник, с избыточным весом, с фибрилляцией предсердий. Лекарствами мы нормализовали ей АД, назначили антикоагулянт (чтобы не случился инсульт), подобрали оптимальный антиаритмический препарат (чтобы аритмия не мешала жить). Какие причины ее проблем? Плохо леченая в свое время гипертония привела к изменениям в левом предсердии, в итоге электрофизиологические свойства ткани предсердий уже не такие, какие должны быть. Плюс естественное старение - известный фактор, изменяющий ткань предсердий (подобно например тому, как морщины отражают изменение структуры кожи), создавая предпосылки для этой аритмии. Избыточный вес дополнительно усугубляет эти предпосылки. Можем мы обернуть вспять старение, те изменения в предсердиях, которые развивались годами в силу плохо леченой гипертонии и ожирения? Нет, не можем. Знаем мы причины? Знаем. Легче от этого? Нет, не легче, т.к. повлиять на то, что уже случилось, мы не можем. Эта женщина будет принимать свои лекарства для того, опять же, чтобы жить дольше и лучше. Но если она вздумает их бросить - ее проблемы вновь набросятся на нее и сведут в могилу раньше времени, заставив предварительно еще помучаться.

Конечно, если бы мы в ходе поиска причин нашли бы у этой женщины, к примеру, гипертиреоз (увеличение продукции гормонов щитовидной железой) - то можно было бы сказать, что вероятную причину мы нашли. И по мере лечения гипертиреоза фибрилляция предсердий может быть и отсупила бы. Если бы тиреотоксикоз не был, например, просто триггером, пусковым фактором, который просто обнажил проблему, которая давно созрела в сердце.

Я привел три случая хронических болезней, которые требуют постоянно проводимого лечения, но при этом "не убирают" болезнь насовсем, и не устраняют причины. Таких примеров я мог был привести гораздо больше, но я думаю, что сам принцип вы уже поняли.

Вы можете с помощью врача попытаться понять, какие именно факторы образа жизни могут негативно влиять на течение вашей хронической болезни, чтобы по возможности смягчить их влияние, и какие лечебные мероприятия позволят вам прожить с этой хронической болезнью дольше и качественнее. А можете начать ходить по шарлатанам, обещающим найти и устранить причину, что позволит (якобы) бросить приём всех лекарств.

Понятнее ли стали теперь вопросы "поиска причин" в медицине при хронических болезнях? И почему врачи, зачастую зная и понимая эти причины, далеко не всегда могут их устранить, и вынуждены поэтому применять методы лечения, которые, радикально не устраняя причин, позволяют тем не менее, жить дольше и жить качественнее?

Если материал понравился - прошу поставить лайк и приглашаю подписаться. Есть еще мой медицинский блог в ВКонтакте https://vk.com/dr.zafiraki и в Телеграм https://t.me/+fpaUxN6czkI4Y