Найти тему
Космо

Что случилось с китайским марсоходом?

Оглавление

Первый китайский марсоход Zhurong должен был выйти из многомесячной спячки в прошлом месяце, но китайское космическое агентство до сих пор ничего не говорит о его статусе. По этой причине некоторые исследователи предполагают, что корабль, возможно, не пережил суровую марсианскую зиму и пыльные бури.

«Не будет сюрпризом, если марсоход не выйдет из спящего режима, потому что он питается от солнечной энергии, а у нас есть длинный список подобных посадочных модулей и марсоходов, у которых закончилась энергия», — говорит Дэвид Флэннери, астробиолог из Квинслендский технологический университет в Брисбене, который является частью команды, работающей над марсоходом NASA Perseverance Mars, который питается от радиоизотопного термоэлектрического генератора. В прошлом месяце ученые попрощались с посадочным модулем НАСА InSight на солнечных батареях, который погиб из-за пыльной бури (подробнее об этом в тексте: Последнее фото с миссии InSight. Посадочный модуль перестал отвечать).

Многие все еще надеются, что Чжужун проснется в ближайшие недели, когда температура повысится, а пыльные бури утихнут. «Я хочу быть оптимистом в отношении того, что марсоход проснется», — говорит Батист Чиде из Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико, который также является частью команды Perseverance.

Посадочный модуль миссии Tianwen-1 и марсоход Zhurong приземлились на Красной планете 15 мая 2021 года в южной части области под названием Utopia Planitia, обширной равнины в северном полушарии Марса. В течение года он проехал почти 2 километра от места посадки. Таким образом, он превысил первоначальную цель миссии, которая предполагала, что он будет работать в течение трех месяцев. Ровер, в том числе исследовал скалы, кратеры и песчаные дюны.

Песчаная буря

В мае прошлого года Национальное космическое управление Китая (CNSA) объявило, что оно отключило электроэнергию Zhurong, когда надвигалась мощная пыльная буря. Во время подобных явлений количество солнечного света, достигающего поверхности Марса, уменьшается. Пыль также может оседать на солнечных панелях и еще больше снижать выработку электроэнергии.

Солнечные панели Zhurong изготовлены из пыленепроницаемых материалов и могут наклоняться для предотвращения скопления пыли. Но борьба с пылью — постоянная проблема для марсианских миссий. «Это пыль, которая обычно завершает полет на Марс на солнечной энергии», — говорит Грегори Майкл из Свободного университета Берлина. «Иногда могут появляться вихри, известные как «пылевые дьяволы», и счищать пыль с панелей, но это зависит от удачи», — добавляет он.

В мае CNSA сообщило, что температура на рабочем месте марсохода упадет до минус 20 градусов по Цельсию днем ​​и до минус 100 градусов по Цельсию ночью. Низкие температуры означали, что Чжуронгу требовалось больше энергии, чтобы поддерживать батарею в тепле и предотвращать ее выход из строя. Чтобы сэкономить энергию, инженеры обычно отключают все научные инструменты, оставляя работающей только систему связи, чтобы марсоход мог уведомить Землю, когда проснется. - Китайские инженеры уже сталкивались с этой проблемой. Китайский марсоход Yutu-2, работающий на солнечной энергии, пережил много долгих холодных ночей на лунной поверхности, говорит Чидэ.

Надежда на пробуждение

В сентябре один из членов китайской команды заявил, что они ожидали выхода Zhurong на контакт, когда уровень его мощности увеличится до 140 Вт, а температура компонентов будет выше минус 15 градусов по Цельсию.Первоначально китайские исследователи предполагали, что это произойдет в конце декабря. когда закончится марсианская зима и сезон пыльных бурь.

Ученые часто разрабатывают модели марсианской атмосферы, которые можно использовать для предсказания того, когда космические корабли на солнечных батареях вернутся к жизни, но все еще остается много неизвестных. «Пока рано говорить, что что-то не так, — говорит Чиде.

«Отсутствие официальной информации «странно», — говорит китайский исследователь и член научной группы Чжуронга, пожелавший остаться неназванным, чтобы избежать последствий. Последняя партия изображений с марсохода достигла Земли в июне.

Если марсоход, наконец, выйдет на связь, ученые будут готовы. Они надеются, что он будет следовать за необычными геологическими образованиями поблизости, включая едва заметный кратер и, возможно, грязевой вулкан.

Чжуронг Ровер

Шестиколесный вездеход Zhurong питается от солнечной энергии. Он оснащен шестью приборами для изучения марсианской среды.

На мачте установлены две камеры, которые предназначены для съемки ландшафта и скал. Они используются для ориентирования в полевых условиях и для планирования дальнейшего путешествия. Между навигационными камерами размещена третья мультиспектральная камера, которая используется для изучения минералов, присутствующих в горных породах.

В Чжуронге также есть георадар и спектрометр, которые используются для изучения состава горных пород. Он также имеет магнитометр для измерения магнитного поля в окружающей среде.

Конструкция спускаемого аппарата и вездехода была основана на проверенных в боях машинах миссии «Чанъэ-4». Это миссия, в ходе которой Китай развернул дуэт посадочного модуля и вездехода на обратной стороне Луны в начале 2019 года. При весе 240 кг марсоход должен был проработать 90 марсианских дней.

Чжужун, названный в честь бога огня в древнекитайской мифологии, относится к древнекитайскому имени Марса. Этой планете, согласно теории пяти элементов традиционной китайской философии, приписывалась стихия огня и красный цвет. «Огонь принес тепло и свет предкам человечества и осветил человеческую цивилизацию. Присвоение первому китайскому марсоходу имени бога огня знаменует возрождение пламени китайских планетарных исследований», — говорится в заявлении CNSA. Название орбитального аппарата — «Тяньвэнь-1» — происходит от древнекитайской поэмы Цюй Юаня (около 340-278 гг. до н.э.). Его можно перевести как «вопросы к небесам».

Наука
7 млн интересуются