Иван Александрович Фомин - русский архитектор и педагог. Трудовую деятельность начал в 1899 году в Москве, работая в стиле модерн. После переезда в Санкт-Петербург в 1905 году он стал признанным мастером движения неоклассического возрождения. После русской революции 1917 года Фомин разработал советскую адаптацию неоклассицизма и стал одним из ключевых участников ранней фазы сталинской архитектуры, известной как постконструктивизм.
Ранний стиль Фомина был связан с шехтелевским и австрийским югендстилем.Его первой и самой заметной работой стал особняк Вильгельмины Рек в Скатертном переулке. Здание по образцу студии Эльвиры Августа Энделла (1896г., разрушено в 1944 г.); Вместо морских мотивов Энделла Фомин украсил свои работы гипсовыми цветами и вставками из майолики. Такие же цветочные мотивы использованы и в железных воротах. Здание все еще стоит, хотя и перестроено до неузнаваемости.Фомин продолжал работать в семье Рек, спонсировавших модерн. В 1902–1903 годах он организовал «Выставку искусства и архитектуры нового стиля», на которой были представлены свои работы в области дизайна интерьеров. Фомин нанимал ведущих мебельщиков, литейные и керамические заводы для своих собственных проектов, но также выставлял работы таких гостей, как Чарльз Ренни Макинтош, Йозеф Мария Ольбрих, Коломан Мозер и русские художники. Фомин зарекомендовал себя как пропагандист модерна. Однако его попытки создать новое Архитектурное общество провалились. В 1902 году он основал в Москве Строительный техникум с отдельным женским классом. Фомин приобрел солидную репутацию, но еще не имел лицензии архитектора. Он вернулся в Санкт-Петербург в 1905 году и окончил курс Леона Бенуа в Академии художеств в 1909 году, выиграв годичную учебную поездку в Грецию, Египет и Италию. В это время неоклассическое возрождение стало ведущим стилем в Санкт-Петербурге и наиболее технологичным. Банки и универмаги, которые предпочитали этот стиль, могли позволить себе стальной каркас и бетонные перекрытия. Сочетание денег и технологий позволило сочетать классические колонны и арки с большими стеклянными поверхностями. Поворот Фомина к неоклассицизму восходит к 1903 году, когда он подал на конкурс имение графа Волконского с неоклассическим проектом. В 1904 году Фомин опубликовал свой «Манифест возрождения» в журнале «Мир искусства», заложивший основу архитектурного наследия Екатерины и Александра I. «В наши дни каждый хочет быть индивидуальным, изобретать свое, и, в конце концов, мы не видим ни одного доминирующего стиля». ни следа тех, кто в конце концов сможет его создать ". Фомин верил в универсальную идею, объединяющую всех, и в архитектурный стиль, который мог ей служить. Он продвигал выставки Академии в «Истории русского искусства» (1909) и «Истории архитектуры» (1911) так же активно, как и свои выставки в стиле модерн. Фомин был активным сторонником сохранения зданий, возглавлял кампанию против превращения исторических особняков в сдаваемые в аренду жилые дома. Фомин выполнил многочисленные внутренние ремонтные работы, а также два новых здания (особняк Половцова и особняк Абамелек-Лазарева). Его величайшие городские проекты того времени, прерванные началом Первой мировой войны, не реализовались в полной мере. Новый Петербург (застройка острова Голодай) был огромной палладианской фантастикой. В 1911 году британская инвестиционная компания во главе с Риккардо Гуалино начала девелоперский проект на участке площадью 1 квадратный километр на западе острова Голодай, поручив генеральное планирование Фомину. Проектированием здания занимались Фомин и Федор Лидваль. Фомин хотел воссоздать монументальную имперскую классику в среде среднего достатка. До Первой мировой войны осуществилась лишь часть его плана. Одно здание - школа на улице Каховского - стоит сегодня. В 1918 году Федор Лидваль уехал в Швецию. Фомин остался в Петербурге.Гражданская война в России остановила все новое строительство; несколько архитектурных работ были сосредоточены на монументальной пропаганде и городском планировании. Фомин сумел обеспечить себе кресло в Петроградской (Санкт-Петербургской) зональной комиссии, спроектировал пейзаж Марсова поля (1920–1923). Фомин воспитал новое поколение архитекторов во ВХУТЕМАС / ВХУТЕИН, одновременно развивая собственную концепцию пролетарского классицизма. Он утверждал, что универсальная архитектура должна заимствовать основные принципы из классицизма, но детали классицизма не важны. В результате новый архитектурный заказ можно упростить до лаконичного набора базовых элементов, не связанного строгими пропорциями. На практике, как и все теории, это работало на хороших архитекторов (вроде самого Фомина), но не могло помочь посредственным подражателям. В 1929 году Фомин переехал в Москву. Там он завершил строительство «Динамо» - эксперимента на полпути между современным искусством и его собственным неоклассицизмом. Здание со стальным каркасом и перекрытиями из бетонных плит выглядит как промышленный объект, но парные колонны, визитная карточка Фомина, выдают его классическое происхождение. В 1933 году, когда всех московских архитекторов распределили по 20 мастерским Моссовета, Фомина назначают руководителем проектной мастерской №3. Здесь он разработал три своих последних проекта (два будут завершены после его смерти). По словам Селима Хан-Магомедова, Фомин был одним из двух предшественников так называемого постконструктивизма, раннего этапа сталинской архитектуры (другим был Илья Голосов). Постконструктивизм определяется как классические формы без классических деталей, попытка заново изобрести новый стиль, чтобы заменить классический порядок. В конце концов Фомин склонился к истинному неоклассицизму (как и вся сталинская архитектура). Фомин принимал участие во всех крупнейших архитектурных конкурсах своего времени:• 1932-34 Курский вокзал
• 1932-33 Дворец Советов
• 1934 г. Наркомтяжпром
• 1934 г. Первая очередь Московского метрополитена.
Он выиграл и выполнил одну из работ в Метро. Дворец Советов выиграл Борис Иофан, строительство началось с огромной оглаской, но было прекращено нападением немцев в 1941 году. Два других его конкурса не пошли дальше эскизных проектов. В отличие от Ивана Жолтовского, воздержавшегося от скромной работы на станциях метро, Фомин охотно включился в конкурс на метро. Он соревновался на Красных воротах с бывшим конструктивистом Ильей Голосовым, выступление которого оказалось настоящим классиком дорического греческого языка. К несчастью для Голосова, чрезвычайно сложные геологические условия требовали тяжелых и широких опорных пилонов. В остальном его прекрасный проект был невозможен для технологий 1935 года, уступив место простому проекту Фомина из красного гранита - дань уважения старым Красным воротам, снесенным в 1932 году. Эта станция открылась для публики в 1935 году, когда Фомин был жив. Он спроектировал еще одну станцию - Театральную (тогда площадь Свердлова), строительство которой было завершено через два года после его смерти. Его последний проект на земле, здание правительства Украины в Киеве, было одобрено к строительству в 1934 году. Это 10-этажное здание, самый ранний образец настоящего сталинского ампира, приветствовалось как способ строительства и породило множество подражаний. Особенностью является лоскутный орнамент на колоннах. Фомин прекрасно знал, что 25-метровая голая колонна будет выглядеть неестественно; одеяло согревает тусклую форму. Капители колонн также отличаются от своих коринфских прототипов: на такой высоте, рассуждал он, будут потеряны прекрасные греческие детали, поэтому он упростил и увеличил листья своего орнамента.
Перевести на китайский :