Середина 50-ых.
-Наденька моя ненаглядная, - шептал Степан и гладил любимую по волосам. - Скорей бы мы поженились.
-И я только об этом думаю, - ответила Надя. - Сплю и вижу себя в белом платье. Мне его Дуня сшить обещала. Говорит, что её замуж вряд ли кто-то возьмёт. Так она хоть других девчат нарядит. Руки-то у Дуни золотые. И сама она добрая и хорошая. Жаль, что она одна до сих пор. А ей ведь уже под 30.
-Я тебе по секрету скажу, - Степан посмотрел по сторонам, словно боялся, что его кто-то сможет услышать, - мой Володька по ней сохнет. Очень нравится она ему. Он даже ей замуж как-то предлагал, но она отказала.
-Да ты что? Не знала, - задумчиво произнесла Надя. Она и подумать не могла, что Володя, брат Стёпы, вообще может на кого-то обратить внимание.
Случилось так, что во время войны, когда он был подростком, ему повредило глаза. Бежали они тогда всей деревней в землянки, которые успели вырыть, но не успели. Громыхнуло так, что в себя пришли не скоро. Все встали, а Володя не мог подняться. Мама и Стёпа подбежали к нему и увидели, что он закрыл лицо руками.
Один глаз у Володи с тех пор не видел совсем, а второй еле-еле. Но он был рад и этому. Мог ходить сам, себя обслуживать, по дому помогать. Инвалидность ему дали, но Володя себя каким-то ущербным не считал. Умел выполнять всю работу не хуже остальных мужчин в деревне. И на гармошке играл так, что без него ни одна гулянка в деревне не обходилась, хоть и играл он на ощупь.
-Только ты никому не говори, - попросил Стёпа. - А то Володя мне этого не простит.
-Ты же знаешь, что мне можно доверять. Я никогда чужие секреты не рассказываю. Поэтому мне все в деревне доверяют.
-Ты же у меня учительницей будешь, а они, учителя, такие, пример для всех, - с гордостью сказал Степан. - Попусту болтать не станут.
-Дело не в профессии, а в человеке, - ответила Надя. - А с Дуней надо поговорить. А то Сонька раньше её замуж выскочит.
-И не говори. Сёстры они, а такие разные. Дуня такая степенная и спокойная, рассудительная и добрая. Правда, лицом не вышла и фигурой, но это же не главное. А Сонька сорвиголова. Знает, что красивая родилась, так хвостом и крутит.
-И перед тобой тоже? - Надя так посмотрела на Степана, что он покраснел.
-Нет...не...подумай.
-А то что-то ты о её красоте вдруг заговорил? - не унималась Надя, у которой внутри заиграли нотки ревности.
-Так все об этом говорят. Вот и я сказал. А для меня краше и милее тебя никого нет, - Степан обнял Надю и прижал к себе. Говорил он искренне. У Нади не было повода усомниться нём.
-Я просто так сказала, - ответила она. - А с Дуней я поговорю.
-Если бы они с Володей сошлись, то хорошо было бы.
-Пусть так и будет, а сейчас пойду я домой, поздно уже, - ответила Надя.
Ей очень хотелось счастья для доброй Дуни, которая столько хорошего сделала для всех жителей деревни. Мать Нади часто болела, на сердце жаловалась. И добрая Дуня часто подменяла женщину в колхозе, если их отправляли на тяжёлую работу. Да и в деревне, если надо было что-то помочь, звали Дуню. Она и шить умела, и вязать, любая работа в её руках спорилась.
Надя шла домой и думала, что завтра же поговорит с Дуней. Смотрела на ромашки, подаренные Степаном, и улыбалась. Он проводил её до поворота и пошёл к себе. Дом, где жила Надя, был после поворота первым. Поэтому бояться было некого.
Девушка уже подошла к калитке, как кто-то дотронулся до плеча.
-Ну, что это за кавалер у тебя, Наденька? Разве так с девушкой надо обращаться?
-Сами разберёмся.
Это был Веня, который Наде давно покоя не давал. Работал он шофёром в колхозе, был смелым и деловым. Вот и сейчас заявил:
-Я бы тебя на повороте не оставил. На руках носил бы. Эх, Надя, когда же ты поймёшь, что не пара тебе этот мямля Стёпка. Одно имя чего стоит.
-А у тебя имя лучше?
-Конечно. Вениамин - вот это звучит! А Стёпка и есть Стёпка.
-И имя у моего Стёпы замечательное, и сам он человек хороший и добрый.
-Что сказать, - вздохнул Веня, - может, поймёшь когда-нибудь, что лучше меня мужа не сыскать. Ты учительница будущая, я шофёр. Хорошей парой могли бы быть. Ты подумай. А то Стёпку с языка не спускаешь.
-Спокойной ночи, Веня!
-Спокойной! - ответил он и пошёл в другую сторону.
Надя поняла, что он её поджидал, чтобы снова сказать о своих чувствах. На неё же его слова не действовали, потому что в мыслях был только один Стёпа.
***
Утром Надя спешила к Дуне. Несла отрез ситца, хотела попросить сшить пододеяльник. Заодно хотела поговорить с доброй односельчанкой о Володе.
Дуня приветливо встретила Надю, а младшая сестра Соня недовольно произнесла:
-Кому это не спится? Выходной день, хоть бы совесть поимели.
-Извини, Соня, если я тебя потревожила. Просто уже все на ногах.
-Все да не все. Может, я занята ночью была. Сейчас поспать хочу.
Но здесь раздался строгий голос отца Дуни и Сони:
-Я сейчас тебе дам занятия по ночам! Пойдёшь на улицу в чём мать родила. Угораздило тебе было родиться в моей семье! Так я сам, если узнаю, с кем ты там шатаешься ночами, тебя вот этими руками уничтожу. Поняла меня?
-Что же здесь непонятного? - ответила Соня, выбегая из дома. - Скоро уеду от вас.
-Скорей бы! - ответил отец. - Если ещё хоть слово скажешь, ремень возьму и не посмотрю, что ты уже взрослая. Отхожу так, что язык свой прикусишь.
Соня больше ничего не ответила, а Надя уже пожалела, что пришла. Дуня же сказала:
-Ты не бойся, говори. Это отец не с той ноги встал и злится. Боится за соню.
-Я понимаю,- ответила Надя. - Я вот принесла отрез.
-На пододеяльник?
-Да.
-Хорошо, я сошью.
-И вот ещё что...
-Говори.
-Не здесь. Может, выйдем?
-Сейчас, накину только кофту.
Они пошли по улице к речке.
-Дуня, я из добрых побуждений сказать тебе хочу, - начала Надя. - Нравишься ты Володе очень. Хороший он и добрый. Не отказывай ему. Я за Стёпу замуж выйду, ты - за Володю. Породнимся.
Дуня улыбнулась:
-Он предлагал мне замуж за него пойти. Но я не согласилась.
-А ты не смотри, что глаза у него почти не видят. Ему душа путь освещает.
-Ты не поняла. Дело совсем не в нём.
-А в ком же тогда?
-Во мне. В семье дети должны быть. Без них семья не семья, а у меня их не будет. Когда дом после войны ставили, брёвна носили тяжёлые. Я и подорвалась. Живот болел тогда так, что сил не было терпеть. Папка к врачу меня отвёз. Тот и сказал, что детей у меня, скорее всего, не будет.
-Так ошибка может быть.
-Не знаю, но портить жизнь Володе не хочу.
-Он больше ни на ком не женится. Один будет.
Дуня пожала плечами и опустила глаза. Надя поняла, что Володя ей тоже нравится.
-Больше он, наверное, не придёт, - тихо произнесла Дуня.
-А я думаю, что придёт. Ты только не гони его.
Продолжение. Читайте: Алла.