180 лет назад, во времена правления императора Николая I, был дан старт воистину судьбоносной инициативе, которая по значимости может посоперничать с отменой крепостного права его сыном. 20 апреля 1843 года Министерство государственных имуществ графа Павла Дмитриевича Киселева издало указ об организации переселения в связи с освоением Сибири. Правда, он по понятным причинам касался только государственных крестьян, которых на тот момент было в стране более 40 млн.
При всей экономической значимости такого решения самый важный его контекст — все-таки идеологический. Если до XIX века все, что за Уралом, обычно было связано с каторгой и ссылкой по приговору суда, то после начала официального переселения стало осознанным выбором человека, который давал ему массу привилегий. В частности, таким людям выдавали безвозвратное денежное пособие от 10 до 60 рублей, что по тем временам было очень внушительной суммой. Также переселенцам в лесную местность выдавали не менее восьми десятин земли (одна десятина равна примерно 1,1 га), а в безлесную — 15 десятин. Помимо этого, людей полностью освобождали от податей на четыре года и на три года — от рекрутской повинности. Еще один важный бонус — освобождение от всех недоимок.
Позаботились власти и о логистике. По дороге к новому месту жительства путников кормили, а на месте для них заготавливались хлеб, сено, рабочий скот и орудия труда. В свою очередь, освобожденные переселенцами земли перераспределялись между членами общины. То есть эта инициатива помогала еще и решить проблему малоземелья в европейской части империи.
К слову, новый на тот момент порядок касался не только Урала, но и вообще всех малонаселенных территорий. Так, сначала крестьян отправляли в Воронежскую, Харьковскую, Тамбовскую губернии. Затем — в Саратовскую, Астраханскую, Оренбургскую и на Северный Кавказ. А в 50-е годы XIX столетия организованно приступили уже к освоению именно Сибири. Массово этот процесс шел в Тобольской, Томской, Енисейской губерниях. Ну а лакомым кусочком для всех был, конечно, Алтай.
В общем, главной задачей было снизить плотность населения в Нечерноземье, то есть в средней полосе, где тогда жили больше всего людей. И за первые десять лет инициативой воспользовались 90,6 тыс. крестьян. Вроде и немного. Однако она способствовала развитию и других потоков переселенцев. Например, беглых крестьян, ранее находившихся в собственности помещиков. Да, это было нарушением закона, но в конечном счете пошло стране на пользу. Кроме того, программа работала и дальше, дополняясь новыми деталями. А после отмены крепостного права только расширилась, поскольку люди получили лишь свободу, но не земли. Последние оставались в собственности дворян.
Естественно, были и проблемы. В те годы организация этого процесса была так себе. На местах не было никакой инфраструктуры. Это тебе не нынешний «Дальневосточный гектар». К тому же крестьяне не знали, где находятся удобные для земледелия участки, так что им приходилось самоорганизовываться и вести «разведку боем».
Переселение крестьян в те годы было очень важным атрибутом и в государственном строительстве. Западная Сибирь фактически стала российской землей еще после походов Ермака Тимофеевича в XVI веке. В дальнейшем наши исследователи дальше продвигались на восток, вплоть до тихоокеанских морей, и территория нашей страны стала примерно соответствовать нынешней к середине XIX столетия. Но главный ресурс — это люди. Плотность населения там и сейчас невелика. Однако без организованных программ, которые начались почти 200 лет назад и продолжаются по сей день, она была бы еще меньше.
Тяжело жить и работать в таком климате, да еще и в условиях ограниченной инфраструктуры. Чем восточнее и севернее, тем сложнее. Так что в этот день стоит и поблагодарить всех тех, кто решился настолько кардинально изменить свою жизнь и переехать.