Показатель годовой инфляции в Свердловской области в марте резко снизился и составил 3,5% после 11,3% в феврале. В результате инфляция в регионе сравнялась со средней по стране, но осталась выше, чем в УрФО (2,08%).
Как сообщили в пресс-службе Уральского управления Банка России, динамика объясняется эффектом высокой базы – при расчете перестал учитываться резкий скачок цен в марте прошлого года, когда жители скупали сахар, макароны, бытовую технику и электронику. Кроме того, сказалась сдержанная потребительская активность, расширение предложения на товарных рынках и снижение издержек производителей продовольственных товаров.
В прошедшем месяце динамику цен на продовольствие определял хороший урожай прошлого года. Снижение расходов животноводов на корма позволило сдерживать рост цен на молочные продукты. По сравнению с мартом прошлого года подешевели свинина, курица и колбаса. Снизились цены на овощи «борщевого набора», вновь из-за высоких прошлогодних запасов, апельсины и бананы – за счет восстановления логистических цепочек.
Активность на непродовольственные товары осталась сдержанной. За счет поставок по параллельному импорту замедлился рост цен на легковые автомобили. Также подешевели шины, автокресла, мебель, стройматериалы и бытовая техника.
«С ценами на услуги ситуация иная: услугу сложно приобрести впрок, и поэтому ажиотажного спроса на них не наблюдается. Например, стоимость ЖКУ индексируется один раз в год, цены на образование, медицину меняются не каждый месяц. Но есть исключения. Например, цены на туризм и пассажирский транспорт сильно зависят от спроса, поэтому по ним в марте все же возник эффект высокой базы, и годовые темпы на них также снизились, – отмечает экономист Уральского ГУ Банка России Сергей Иванов.
По прогнозу Банка России, инфляция в стране в этом году составит 5–7%, а в 2024 году вернется к 4%.