Статья о пробуждении к хорошим и правильным поступкам. Азбука морали для подростков
Есть то, что нужно обязательно говорить своим детям, и не один раз. Это нравственные ценности, про которые нельзя забывать.
Все наши поучения должны подкрепляться культурой моральных отношений в повседневной жизни. Иначе все пункты бесполезны, если в семье нет никакой культуры отношений, нет уважения к друг другу.
То, что я буду рассказывать своим детям:
Азы моральной культуры (нормы нравственности):
- Мы живём среди людей. Каждый наш поступок и желание отражается на людях. Есть граница, между тем, что нам хочется и тем, что можно. Наши желания - это радости или слёзы наших близких. Проверяем свои поступки сознанием: не причиняем ли мы зла, неудобств, неприятностей другим людям своими поступками.
Не нужно стучать по забору. Своим шумом мы можем разбудить соседей. Мы - не одни.
2.Мы пользуемся благами, сознанными другими людьми. Нужно отвечать за это добром. Нельзя быть только потребителем благ и радостей.
Ты пьёшь молоко, которое дала корова. Эту корову подоила бабушка, а дедушка кормит эту корову. Они делают это для того, чтобы их внук (ты) пил настоящее молоко.
Нужно ценить это. А как ответить нам на их добро?
Основа моральной воспитанности состоит в том, чтобы человек был готов делать добро для людей по велению собственной совести.
3.Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Учёба - это наш первый труд. Идя в школу, мы идём на работу.
Привычка работать закладывается с детства. Вырабатывается нетерпимость к лени, безделью, неряшливости. В желании родителей облегчить жизнь детей, уберечь их от трудностей кроется большая опасность.
В детстве у нас было большое хозяйство: коровы, быки, куры. Родители берегли нас, не пускали в сарай. Только учась в старших классах, мы начали доить корову. Я считаю, что было бы правильнее, в отрочестве нам дать какие-то обязанности в сарае. Хотя бы кормить собак каждый день: тогда бы я не тащила всех животных в дом, понимая, что еды на всех не хватит, и за каждым нужно ухаживать…
Труд - корень нравственности. Дети должны понять, что без труда нельзя жить. Они должны жить радостями труда: эти радости отличаются тем, что человек напрягает усилия и испытывает радость за сделанное, радость творения. В труде - самовоспитание, самоутверждение: ребёнок видит результат своей работы.
Я любила убираться во дворе: когда было чисто, я гордилась тем, что эта чистота была «делом моих рук».
Подросток начинает воспитывать себя, когда увлекаясь трудом, преодолевает трудности, овладевает знаниями, закаляет волю. Это важное правило воспитания.
4.Нужно быть добрыми и чуткими людьми. Помогать слабым и беззащитным. Не делать людям зла. Помогать в беде. Уважать мать и отца. Бессердечность порождает равнодушие к людям, равнодушие - себялюбие, себялюбие - жестокость.
Многие считают, что в наше время человека нужно воспитывать сильным, волевым, готовым ко всему, потому не следует говорить о доброте и чуткости. Но настоящая сила и воля не будет доступна тем, кто не знает уроков доброты.
Мужество - это высшая человеческая доброта.
Сила - в доброте.
Эта азбука моральной культуры будет понятна тем, кто знаком с элементарной моральной культурой человеческих взаимоотношений.
Нужно относиться к подросткам, как к человеку: с глубоким уважением, видеть в них человеческую личность. Уважать в них творческую индивидуальность, способную достичь высочайших вершин интеллектуального, морального, эстетического развития.
Видеть детей не только такими, какие они есть, а какими они станут в будущем.
Уважать не то только то, что достигли, а то, что достигнут в будущем (видеть их в перспективе). Только тогда ребёнок сможет нам довериться.
Нельзя сравнивать, нельзя «колоть» в самолюбие ребёнка. Нельзя дать почувствовать ребёнку, что мы не верим в него.
Неверие в человека парализует душу подростка, не оставляет в ней места для самостоятельных решений - он привыкает все делать из-под кнута.
Нужно полагаться на внутренние духовные силы, предоставляя ребёнку свободу выбора. Тогда он выберет то, что мы от него ждём.
Эта азбука будет понятна тем подросткам, которые прислушиваются к своим родителям.
Все ли подростки прислушиваются? Все ли дети считают своих родителями друзьями? Теми людьми, которым можно довериться?
Как это сделать?
Нужно, чтобы у нас с детьми были точки прикосновения: чем больше, тем лучше.
Мой сын любит рисовать. И я люблю. Вместе ходить на уроки рисования…. Это к примеру.
Быть рядом. Поддерживать всегда и во всём.
Не оценивать, а просто любить…