Найти тему
Безнадёжный романтик

Что сказать ребёнку, чтобы он стал хорошим человеком

Статья о пробуждении к хорошим и правильным поступкам. Азбука морали для подростков

Есть то, что нужно обязательно говорить своим детям, и не один раз. Это нравственные ценности, про которые нельзя забывать. 

Все наши поучения должны подкрепляться культурой моральных отношений в повседневной жизни. Иначе все пункты бесполезны, если в семье нет никакой культуры отношений, нет уважения к друг другу.

То, что я буду рассказывать своим детям:

Азы моральной культуры (нормы нравственности):

  1. Мы живём среди людей. Каждый наш поступок и желание отражается на людях. Есть граница, между тем, что нам хочется и тем, что можно. Наши желания - это радости или слёзы наших близких. Проверяем свои поступки сознанием: не причиняем ли мы зла, неудобств, неприятностей другим людям своими поступками.

Не нужно стучать по забору. Своим шумом мы можем разбудить соседей. Мы - не одни. 

2.Мы пользуемся благами, сознанными другими людьми. Нужно отвечать за это добром. Нельзя быть только потребителем благ и радостей. 

Ты пьёшь молоко, которое дала корова. Эту корову подоила бабушка, а дедушка кормит эту корову. Они делают это для того, чтобы их внук (ты) пил настоящее молоко.

Нужно ценить это. А как ответить нам на их добро?

Основа моральной воспитанности состоит в том, чтобы человек был готов делать добро для людей по велению собственной совести.

3.Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Учёба - это наш первый труд. Идя в школу, мы идём на работу.

Привычка работать закладывается с детства. Вырабатывается нетерпимость к лени, безделью, неряшливости. В желании родителей облегчить жизнь детей, уберечь их от трудностей кроется большая опасность. 

В детстве у нас было большое хозяйство: коровы, быки, куры. Родители берегли нас, не пускали в сарай. Только учась в старших классах, мы начали доить корову. Я считаю, что было бы правильнее, в отрочестве нам дать какие-то обязанности в сарае. Хотя бы кормить собак каждый день: тогда бы я не тащила всех животных в дом, понимая, что еды на всех не хватит, и за каждым нужно ухаживать…

Труд - корень нравственности. Дети должны понять, что без труда нельзя жить. Они должны жить радостями труда: эти радости отличаются тем, что человек напрягает усилия и испытывает радость за сделанное, радость творения. В труде - самовоспитание, самоутверждение: ребёнок видит результат своей работы. 

Я любила убираться во дворе: когда было чисто, я гордилась тем, что эта чистота была «делом моих рук».

Подросток начинает воспитывать себя, когда увлекаясь трудом, преодолевает трудности, овладевает знаниями, закаляет волю. Это важное правило воспитания.

4.Нужно быть добрыми и чуткими людьми. Помогать слабым и беззащитным. Не делать людям зла. Помогать в беде. Уважать мать и отца. Бессердечность порождает равнодушие  к людям, равнодушие - себялюбие, себялюбие - жестокость.

Многие считают, что в наше время человека нужно воспитывать сильным, волевым, готовым ко всему, потому не следует говорить о доброте и чуткости. Но настоящая сила и воля не будет доступна тем, кто не знает уроков доброты.

Мужество - это высшая человеческая доброта.

Сила - в доброте.

Эта азбука моральной культуры будет понятна тем, кто знаком с элементарной моральной культурой человеческих взаимоотношений.

Нужно относиться к подросткам, как к человеку: с глубоким уважением, видеть в них человеческую личность. Уважать в них творческую индивидуальность, способную достичь высочайших вершин интеллектуального, морального, эстетического развития.

Видеть детей не только такими, какие они есть, а какими они станут в будущем.

Уважать не то только то, что достигли, а то, что достигнут в будущем (видеть их в перспективе). Только тогда ребёнок сможет нам довериться.

Нельзя сравнивать, нельзя «колоть» в самолюбие ребёнка. Нельзя дать почувствовать ребёнку, что мы не верим в него. 

Неверие в человека парализует душу подростка, не оставляет в ней места для самостоятельных решений - он привыкает все делать из-под кнута. 

Нужно полагаться на внутренние духовные силы, предоставляя ребёнку свободу выбора. Тогда он выберет то, что мы от него ждём. 

Эта азбука будет понятна тем подросткам, которые прислушиваются к своим родителям.

Все ли подростки прислушиваются? Все ли дети считают своих родителями друзьями? Теми людьми, которым можно довериться? 

Как это сделать? 

Нужно, чтобы у нас с детьми были точки прикосновения: чем больше, тем лучше.  

Мой сын любит рисовать. И я люблю. Вместе ходить на уроки рисования…. Это к примеру. 

Быть рядом. Поддерживать всегда и во всём. 

Не оценивать, а просто любить…