Найти тему
Путешествия с фотокамерой

Заброшенные и недостроенные масштабные проекты времен СССР

Оглавление

Масштабные проекты, которые должны были способствовать процветанию страны, удобству людей и общему техническому прогрессу. Ради этих целей осваивали Север, строили уникальные научные базы, огромные водохранилища.

Но от многих из них сейчас остались лишь руины, больше напоминающие своеобразные памятники ушедшей эпохи.

Подземный ускоритель частиц

Наверное, все слышали про Большой адронный коллайдер, который несколько лет назад наделал много шума в научной среде. Но почти никто не знает, что в СССР мог бы быть свой собственный ускоритель элементарных частиц. А если точнее, то протон-протонный коллайдер на сверхпроводящих магнитах.

Сейчас он выглядит так:

Правда, всё самое интересное скрыто от посторонних глаз и находится под землёй. Там, на глубине 20 метров, находится подземный кольцевой туннель диаметром 5 километров. Именно по этим тоннелям планировалось запускать элементарные частицы.

Туннель ускорителя. Автор фото: https://samnamos.livejournal.com
Туннель ускорителя. Автор фото: https://samnamos.livejournal.com

Одно из ответвлений (пара километров) до сих пор используется в научных целях. Но основная часть давным-давно заброшена.

Масштабный проект построили рядом с подмосковным Протвино.

Трансполярная магистраль

Грандиозный проект, который должен был дать толчок исследованиям и развитию Севера. Железная дорога должна была пройти по вечной мерзлоте за Полярным кругом и соединить побережья Атлантического, Ледовитого и Тихого океанов.

Стройка велась в авральном режиме, в невероятно суровых условиях (те, кто бывал зимой на Ямале, поймут). Геологические исследования толком не проводились, а проект дорабатывали уже в процессе стройки.

-3

Сначала дорога должна была пройти до мыса Каменный. Но в процессе строительства выяснилось, что порт там физически нельзя построить. Новый порт решили перенести в Игарку.

-4

Шесть лет, 4 миллиарда рублей (советских), более 70 000 человек, большинство из которых были заключёнными лагерей ГУЛАГа.

-5

Но из-за вечной мерзлоты рельсы постоянно изгибались и "разъезжались" и приходилось постоянно переделывать уже построенные участки.

-6

К 1953 году было построено 700 км магистрали, после чего проект был свёрнут. Сейчас действуют всего два несвязанных между собой участка: "Чум—Лабытнанги" и "Надым—Пур". Ну а лагеря рабочих (в основном заключенных) и участки дороги с изогнутыми рельсами стали своеобразным памятником 501 стройке.

-7

Подольское море

Грандиозный проект по постройке водохранилища на юге Подмосковья, о котором сейчас напоминают только чертежи и два недостроенных шлюза посреди поля рядом с Подольском.

-8

Огромное водохранилище площадью больше 1000 м² планировалось использовать как источник воды для множества заводов. А чтобы местные жители поддерживали стройку, им обещали организовать тут пляж не хуже, чем в Крыму.

-9

Всего планировалось построить три гидроузла, но к началу 90-х появился только один. А потом деньги кончились.

-10

В начале 2000-х годов ходили разговоры, что проект вот-вот будет продолжен, но пока единственный построенный водосброс, своей высотой напоминающий пятиэтажный дом, неспешно покрывается граффити.

Кольская сверхглубокая скважина

Уникальное место, которое даже занесено в "Книгу рекордов Гиннесса" и по сей день считается самой глубокой "дырой" в земле.

Цель отверстия в земной коре глубиной несколько километров — изучение земных недр. Показательно, что куча денег вбухивалась в исключительно научный и созидательный проект, который начали в 1970 году. По плану хотели просверлить 15 километров вглубь, но полностью реализовать задуманное не получилось.

-11

И с переменным успехом до 1992 года удалось "просверлить" скважину глубиной 12 226 метров.

При этом работы сопровождались байками про вылетающих из отверстия духов и потусторонние звуки.

-12

Были и более обычные вещи: буры на такой глубине ломались, застревали в шахте. Короче, сплошные сложности.

-13

А потом наступили 90-е и проект был окончательно свернут — деньги понадобились на другие вещи. От скважины осталась только дыра в земле, закрытая металлической крышкой. А почти все постройки вокруг разрушены.

Надпись на крышке - "12 226 метров", это та глубина, на которую удалось пробурить скважину до 1983 года.
Надпись на крышке - "12 226 метров", это та глубина, на которую удалось пробурить скважину до 1983 года.

Такие вот памятники истории, которые могут рассказать побольше, чем многие экскурсоводы.