Найти в Дзене
Frombelleepoch

ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ИСКУССТВЕ АВСТРИИ И ФРАНЦИИ

Э. Шиле. "Подсолнухи". 1911 г. (Источник - belvedere.at)
Э. Шиле. "Подсолнухи". 1911 г. (Источник - belvedere.at)

В Австрии изобразительное искусство получило важные импульсы от учения З. Фрейда, теории атональной музыки, гротескового творчества Ф. Кафки. Художественное влияние было обусловлено выставками символистов 1890-х гг, что сказывалось на символико-литературной окраске мышления художников и их тяге к иллюстрированию соответствующей классики (позднее к этому, конечно, добавилось и экспонирование в Вене постимпрессионистов, и тесные контакты с новейшими немецкими объединениями). Предпочтительной оставалась техника рисунка пером, позволявшая добиться обостренного психологизма в портретах и повышенной экспрессии в «картинах-видениях». Наиболее масштабными фигурами экспрессионизма в Австрии стали О. Кокошка и Э. Шиле. Если первый с его почти процарапанной линией больше проявил себя как автор литературного склада ума, склонный к чрезмерности, патетике, скрытому морализаторству (ключевая тема, портрет, демонстрировала состояние самого автора, а не объективный взгляд на модель), то второй подвергся заметному влиянию «Венского сецессиона», и, особенно, учителя Г. Климта, и представлял собой художника-медиума с нервным рисунком, наделенного способностью видеть сверххаррактерное. Ставя зрителя в позицию психоаналитика (о чем говорят садизм и мазохизм у Кокошки, вуайезризм и эксгибиционизм у Шиле), оба мастера подразумевали в работах один конфликт - борьбу между выражением и подавлением, экспрессией и репрессией у модели и художника одновременно.

О. Кокошка. Портрет Бесси Брюс. 1910 г. (Источник - www.wikiart.org)
О. Кокошка. Портрет Бесси Брюс. 1910 г. (Источник - www.wikiart.org)
Э. Шиле. "Женщина с согнутыми коленями". 1917 г. (Источник - ngprague.cz)
Э. Шиле. "Женщина с согнутыми коленями". 1917 г. (Источник - ngprague.cz)

Во Франции начала XX века тенденции экспрессионизма оказались менее заметными, если не иметь в виду интернациональную Парижскую школу. Сказывался менталитет и мажорный, жизнеутверждающий настрой, а также сама атмосфера столицы с её общественным переживанием эпохальных культурных событий. Экспрессионистами, как правило, становились художники-одиночки, внутренне разделявшие реформы фовистов, но избравшие позицию независимых «маргиналов» из-за крайнего индивидуализма или драматических обстоятельств личной жизни. К таковым в первую очередь следует отнести религиозного аскета Ж. Руо и эмигранта Х. Сутина.

Жорж Руо. "Пейзаж в Бретани". 1914-1915 гг. (Источник - pinterest.com)
Жорж Руо. "Пейзаж в Бретани". 1914-1915 гг. (Источник - pinterest.com)
Х. Сутин. "Цветы и рыба".  (Источник - wikimedia.org)
Х. Сутин. "Цветы и рыба". (Источник - wikimedia.org)

Художественная методология стиля в произведениях экспрессионистов второго поколения, родившихся в 1890-х годах и позже, сильно изменилась в 1920-1930-е гг. В центре внимания авторов оказалась злободневная тема, и, соответственно, средства более прямолинейной экспрессии в трактовке социально-политических тем, т.е. сближение с «активизмом» и переход к экспрессивному реализму.

Х. Сутин. "Пейзаж с красными крышами". 1919 г. (Источник - wikimedia.org)
Х. Сутин. "Пейзаж с красными крышами". 1919 г. (Источник - wikimedia.org)

Тенденции вновь оказались актуальными после окончания Второй мировой, причем вновь в масштабе мирового искусства, сказываясь на творчестве крупнейших мастеров своего времени уже за океаном.

Нынешнее время, с его кризисами, возможно, приведет к очередной глобальной вспышке стихийно формирующегося художественного процесса, в котором вновь будут преобладать диссонансные и напряженные тона.

О. Кокошка. "Автопортрет со скрещенными руками". 1920-е гг. (Источник - wikiart.org)
О. Кокошка. "Автопортрет со скрещенными руками". 1920-е гг. (Источник - wikiart.org)

P.S. Текст написан мною в 2021 году.

Также по теме:

ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ИСКУССТВЕ - ПОНЯТИЕ, ИСТОКИ, МЕТОД
Frombelleepoch27 февраля 2023
ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ИСКУССТВЕ ГЕРМАНИИ
Frombelleepoch31 марта 2023

Поддержать канал