Найти тему

Педагогическая диагностика от 3 лет до 4 лет по ФОП. Диагностическая таблица. Цели и задачи ФОП.

Диагностическая таблица. Цели и задачи Федеральной образовательной программы

1. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО

Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.

Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития

Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.

Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Социально-коммуникативное развитие

Задачи воспитания

1. Воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране.

2. Воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности.

3. Воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России.

4. Содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи.

5. Воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.

6. Создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы.

7. Поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи

8. Формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

9. Ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым.

Познавательное развитие

Задачи воспитания

1. Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.

2. Приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России.

3. Воспитание уважения к людям — представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежность.

4. Воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну).

5. Воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.

Речевое развитие

Задачи воспитания

1. Владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения,

2. Воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).

Художественно-эстетическое развитие

Задачи воспитания

1. Воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями).

2. Приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры.

3. Становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребенка.

4. Создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности.

5. Формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально­-образного способов его освоения детьми.

6. Создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).

Физическое развитие

Задачи воспитания

1.Формирование отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.

2. Формирование у ребенка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни.

3. Становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам.

4. Воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств.

5. Приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития.

6. Формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

7. Ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу.

Диагностическая таблица. Соответствие планируемых результатов Федеральной образовательной программе.

Педагогическая диагностика в области социально-коммуникативного развития ФОП

Система оценки: 3 балла: 3 балла- знает, 2 балла – знает частично, 1 балл– почти не знает.

Педагогическая диагностика в области социально-коммуникативного развития от 3 лет до 4 лет ФОП

Система оценки: 3 балла: 3 балла- знает, 2 балла – знает частично, 1 балл– почти не знает

1. В сфере социальных отношений:

1.1. Ребенок имеет эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть.

1.2. Ребенок имеет представления о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

1.3. Ребенок умеет устанавливать положительные контакты между детьми, основанные на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.

1.4. Ребенок умеет оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.

1.5. Ребенок умеет выполнять элементарные правила культуры поведения в ДОО.

2. В области формирования основ гражданственности и патриотизма:

2.1. Ребенок имеет представления ребёнка о малой родине и их отражения в различных видах деятельности.

3. В сфере трудового воспитания:

3.1. Ребенок имеет интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки,

3.2. Ребенок умеет бережно относиться к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.

3.3. Ребенок готов к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), самостоятельность, уверенность, положительную самооценку.

4. В области формирования основ безопасного поведения:

4.1. Ребенок имеет интерес к правилам безопасного поведения.

4.2. Ребенок имеет представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов, исключая практическое использование электронных средств обучения.

5. Ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье.

6. Ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице.

7. Ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых, дружелюбно настроен в отношении других детей.

8. Ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует стремление к положительным поступкам.

9. Ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками.

10. Ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения, осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.

11. Ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности.

12. Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов.

13. Ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.

Итого по возрасту

Педагогическая диагностика в области познавательного развития от 3 лет до 4 лет ФОП

1. Ребенок имеет представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности.

2. Ребенок умеет непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой, ориентировку в пространстве и времени и исследовательские умения.

3. Ребенок имеет представления ребенка о себе, окружающих людях, эмоционально-положительного отношения к членам семьи, к другим взрослым и сверстникам.

4. Ребенок имеет представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках.

5.Ребенок имеет представления детей о многообразии и особенностях растений, животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.

6. Ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера.

7. Ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми, демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами, проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам.

8. Ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям.

9. Ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях.

10. Ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой н неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред.

Итого по возрасту

Педагогическая диагностика в области речевого развития от 3 лет до 4лет ФОП

1.Формирование словаря:

1.1. Ребенок умеет различать и называть части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие слова.

1.2. Ребенок умеет активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения.

2.Звуковая культура речи:

2.1.Ребенок умеет внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

2.2. Ребенок соблюдает правильный темп речи, интонационная выразительность.

2.3. Ребенок умеет отчетливо произносить слова и короткие фразы.

3.Грамматический строй речи:

3.1.Ребенок умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей и существительных в форме множественного числа в родительном падеже.

3.2. Ребенок умеет составлять предложения с однородными членами.

3.3. Ребенок умеет образовывать повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов, понимать звукоподражательных глаголов.

3.4. Ребенок умеет пользоваться в речи разными способами словообразования.

4. Связная речь:

4.1. Ребенок умеет отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций.

4.2. Ребенок умеет свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета.

4.3.Ребенок умеет повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины, участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок.

4.4.Ребенок умеет пересказывать литературные произведения.

4.5.Ребенок умеет воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.

5. Обучению грамоте:

5.1. Ребенок умеет вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

6. Интерес к художественной литературе:

6.1. Ребенок воспринимает жанры фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения).

6.2. Ребенок имеет навыки совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него).

6.3. Ребенок воспринимает и понимает содержание и композиции текста (поступки персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах).

6.4.Ребенок умеет внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр.

6.5. Ребенок умеет поддерживать общение друг с другом и с педагогом в процессе совместного рассматривания книжек-картинок, иллюстраций.

6.6. Ребенок умеет поддерживать положительные эмоциональные проявления (улыбки, смех, жесты) в процессе совместного слушания художественных произведений.

7. Ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения.

8. Ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них.

9. Ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения, проявляет речевую активность в общении со сверстником.

10. Ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи.

Итого по возрасту

Педагогическая диагностика в области художественно-эстетического развития от 3 лет до 4 лет ФОП

1. Приобщение к искусству:

1.1. Ребёнок имеет художественное восприятие к произведениям искусства (разглядывать и чувствовать).

1.2. Ребёнок имеет интерес к искусству.

1.3. Ребёнок понимает красоту произведений искусства, имеет потребность общения с искусством.

1.4. Ребёнок имеет эстетические чувства при восприятии музыки, изобразительного, народного декоративно­-прикладного искусства.

1.5. Ребёнок имеет положительное эмоциональный отклик на красоту окружающего мира, выраженного в произведениях искусства.

1.6. Ребёнок имеет патриотическое отношение и чувство сопричастности к природе родного края, к семье в процессе музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности.

1.7. Ребёнок знаком с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (музыке, изобразительном искусстве, театрализованной деятельности).

1.8. Ребёнок готов к посещению кукольного театра, выставки детских работ и так далее.

1.9. Ребёнок умеет участвовать в концертах, праздниках в семье и ДОО: исполнение танца, песни, чтение стихов.

2. Изобразительная деятельность:

2.1. Ребёнок имеет интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

2.2. Ребёнок имеет знания в области изобразительной деятельности.

2.3. Ребёнок обладает эстетическим восприятием.

2.4. Ребёнок умеет видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно­-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.

2.5. Ребёнок умеет в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

2.6.Ребёнок умеет находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями (в рисунке, лепке, аппликации).

2.7. Ребёнок имеет положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.

2.8. Ребёнок умеет отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

2.9. Ребёнок имеет способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

2.10.Ребёнок имеет положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта и другое).

2.11. Ребёнок умеет создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

2.12. Ребёнок знаком с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщенной трактовки художественных образов.

2.13. Ребёнок умеет переводить от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

2.14. Ребенок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать.

3.Конструктивная деятельность:

3.1. Ребёнок имеет конструктивные умения.

3.2. Ребёнок имеет формировать умение у детей различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы).

3.3. Ребёнок умеет сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание).

3.4. Ребёнок умеет использовать в постройках детали разного цвета

3.5. Ребенок умеет использовать простые строительные детали для создания постройки с последующим её анализом.

4. Музыкальная деятельность:

4.1. Ребёнок имеет эмоциональную отзывчивость на музыку.

4.2. Ребёнок знаком с тремя жанрами музыкальных произведений: песней, танцем, маршем.

4.3. Ребёнок умеет узнавать знакомые песни, пьесы.

4.4.Ребёнок умеет чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать, выражать свое настроение в движении под музыку.

4.5.Ребёнок умеет петь простые народные песни, попевки, прибаутки, передавая их настроение и характер.

4.6.Ребёнок умеет поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

4.7.Ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении.

5. Театрализованная деятельность:

5.1.Ребёнок имеет устойчивый интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для её проведения.

5.2.Ребёнок имеет положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения.

5.3.Ребёнок умеет следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

5.4.Ребёнок умеет имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).

5.5.Ребёнок знаком с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе).

5.6.Ребёнок умеет сопровождать движения простой песенкой.

5.7.Ребёнок умеет действовать с элементами костюмов (вождения настольных кукол, формировать шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как внешними символами роли.

5.8.Ребёнок умеет показать интонационную выразительность речи в процессе театрально-игровой деятельности.

5.9.Ребёнок владеет диалогической речью в процессе театрально-игровой деятельности, формировать у детей умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

5.10.Ребёнок умеет использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.

6. Культурно-досуговая деятельность:

6.1.Ребёнок умеет участвовать по интересам в культурно-досуговой деятельности, обеспечивая себе эмоциональное благополучие и отдых.

6.2.Ребёнок имеет интерес к просмотру кукольных спектаклей, прослушиванию музыкальных и литературных произведений.

6.3.Ребёнок имеет желание участвовать в праздниках и развлечениях.

6.4.Ребёнок имеет основы праздничной культуры и навыки общения в ходе праздника и развлечения.

Итого по возрасту

Педагогическая диагностика в области физического развития от 3 лет до 4 лет ФОП

1. Ребёнок выполняет упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре.

2. Ребёнок ориентируется в пространстве, соблюдает координацию, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал.

3. Ребёнок имеет интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху, воспитывать самостоятельность.

4. Ребёнок выполняет упражнения для сохранения правильной осанки, усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.

5. Ребёнок выполняет культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, у него сформированы полезные привычки, приобщая его к здоровому образу жизни.

6. Ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм.

7. Ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку.

8. Ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе.

Итого по возрасту

Планируемы результаты к четырём годам.