Геометрия и стилизованные формы, яркие камни и дерзкие цветовые сочетания, индустриальные мотивы и восточная экзотика – все это он, роскошный и бесконечно прекрасный стиль ар-деко. Его расцвет пришелся на период между двумя мировыми войнами, а официальной точкой отсчета считается парижская Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности 1925 года, по названию которой стиль и был назван.
На ювелирное искусство ар-деко влияло буквально все – индустриализация, современная живопись, архитектура, археология, далекие страны и древние культуры.
Одни из самых потрясающих изделий, вдохновленных искусством стран Дальнего Востока, создала фирма Strauss, Allard et Meyer. Эта фирма известна в первую очередь роскошными портсигарами и шкатулками, изготовленными по заказу Cartier, Van Cleef & Arpels и Lacloche Freres, но и под своим именем она выпускала иноересные украшения, как этот чудесный ажурный браслет с речным пейзажем Китая. Бриллиантовые облака плывут над рубиново-сапфировыми пагодами, мостами и изумрудными деревьями, а по бриллиантовой реке плавает традиционное китайское парусное судно – джонка.
А эта милая брошь (на фото ниже) в виде реалистично исполненного деревца бонсай стала отражением интереса к искусству Японии. Искусство выращивания миниатюрных деревьев долгое время оставалось исключительно японской традицией, с которой Европа начала активно знакомится позднее, во второй половине XX века. Пока же яркая контрастная брошь-бонсай, созданная из нефрита, платины, бриллиантов и эмали была настоящей экзотикой, показывающей, что его хозяйка очень проницательная особа и знакома с традициями далеких стран, способными удивить любого, кто спросит, что же это за деревце такое.
Очень популярными в эпоху ар-деко становятся золотые портсигары и шкатулки фирмы Cartier, украшенные миниатюрными лаковыми панелями с инкрустацией перламутром, выполненными в традиционной китайской технике laque burgauté. На панелях обычно изображались китайские пейзажи или бытовые сценки, как на этой, где можно увидеть берег реки и стоящего под ивой крестьянина, пристально следящего за своим четвероногим осликом, пасущимся среди сочных трав и цветущих растений. На дальнем плане можно увидеть бугристый противоположный берег или небольшие острова посреди реки.
И хотя на фотографии этого не видно, известно, что боковые грани портсигара украшают выгравированные драконы, а внутренняя поверхность покрыта панцирем черепахи. При всей своей популярности изделия, украшенные панелями в технике laque burgauté очень редкие, производство просуществовало менее 10 лет и оказалось уничтоженным мировым экономическим кризисом 1929 года, после которого Cartier больше не производили подобные портсигары.
Еще одним источником вдохновения ювелиров эпохи ар-деко, была, конечно же, Индия. В авангарде индийского направления тоже стояла легендарная фирма Cartier. Любовный роман между Cartier и Индией начался еще в 1910-х годах. В 1911 году Луи Картье впервые побывал в Индии, познакомился с ювелирным искусством этой страны и наладил поставки драгоценных камней, что вылилось в потрясающую коллекцию драгоценностей в стиле Великих Моголов, представленную ювелирным домом на выставке 1925 году. Впечатляющие рубины, изумруды и сапфиры, которыми изобиловали украшения Cartier очень напоминали фруктовые леденцы, благодаря чему стиль получил название «tutti-frutti».
Чаще всего Cartier обращались к цветочным композициям, но появлялись броши с более конкретными сюжетами, как эта, где по сторонам от большого и пышного дерева, кроной которого является изысканно обработанный крупный изумруд, сидят две симметрично расположенные птички, составленные из рубинов, изумрудов и сапфиров огранки «кабошон». Венчает дерево своеобразная корона в виде бриллианта треугольной огранки, а основой служит постамент из бриллиантов багетной огранки. Сочетание ярких камней, исторических и современных огранок, интерпретация восточного сюжета делают это украшение очень интересным.
Большие корсажные броши в виде бантов стали модными аксессуарами в XVIII веке, затем они вновь вошли в моду в эпоху модерна и остались актуальные в последовавшую за ней эпоху ар-деко. Под влиянием нового стиля броши-банты стали более строгими и геометризированными. Этот платиновый бант, инкрустированный бриллиантами, составлен из повторяющихся вытянутых шестиугольников, реалистично расширяющихся и суживающихся, как на настоящем завязанном банте.
Фонтан был выбран одним из символов Выставки декоративных искусств и художественной промышленности 1925 года в Париже, с которой формально начался стиль ар-деко и стилизованные изображения фонтанов не раз появлялись в произведениях декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Не менее популярным в эпоху ар-деко был мотив классических вазонов с цветами. Иногда фонтаны с вазонами могли соединяться, как в этой броши, где фоном для желтых голубых и белых цветов в вазоне на фигурном постаменте, служат стилизованные бриллиантовые струи воды. Помимо актуальной темы, эта брошь интересна тем, что в ней активно используются бриллианты новой багетной огранки. Огранка «багет» тоже возникла в 1920-е годы и мгновенно стала популярной, благодаря простым линиям и стильной геометричной форме.
Как уже было упомянуто выше, архитектура была одним из источников вдохновения ювелиров эпохи ар-деко. Ярким примером этого служит брошь в виде фрагмента лестничной балюстрады с двумя вазонами, которые в данном случае для контраста выполнены из нефрита, изумрудов и рубинов. Бриллианты разной огранки, в том числе новой багетной позволили сделать балюстраду не только элегантной, но и композиционно уравновешивающей яркие цветовые пятна цветочных вазонов.
Вспоминали в 1920-е годы и об эпохе Великих географических открытий, начало которой было положено португальцами ровно 500 лет назад в 1418 году. Символом этого периода стала каравелла – распространенный в XV – XVI веке тип парусного судна, на котором и совершались плавания. Именно ее и поместил ювелир в круглой бриллиантовой броши, изготовленной в 1920-х годах. Изысканный бриллиантовый корабль несется по бриллиантово-сапфировым волнам, а его парус украшен рубиновым щитом, который скорее всего является стилизованным флагом Португалии. Помимо исторического контекста корабли сами по себе являлись символом надежды, и такая брошь, подаренная отправляющемуся в дальний путь другу или возлюбленному, могла быть пожеланием счастливого пути и успешного возвращения в родные края.
Начало Второй мировой войны стало концом эпохи ар-деко, однако этот стиль продолжал вдохновлять ювелиров следующих поколений и вдохновляет их по сей день.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!