Эдмунд Блэр Лейтон – удивительный художник. Недаром его картины растиражированы так, что их видели многие из тех, кто совсем не интересуется изобразительным искусством. А вот имя его известно только очень узкому кругу специалистов и знатоков. И это при чрезвычайной распространенности созданных им изображений! Получается, что при совершенной незнаменитости его имени востребованность его картин в нашем неромантичном мире холодного расчета и цифровых технологий просто зашкаливает: постеры, обои, принты, паззлы, иллюстрации к книгам…
Признаюсь честно – до начала 2000-х годов я хоть и видел несколько его картин что называется «вживую», однако долгое время ничего не знал об их авторе. Да и впоследствии подробностей его жизни даже при большом желании нашел совсем немного.
Известно, что он родился в сентябре 1858 года в семье художника Чарльза Лейтона, который умер, когда его сыну было всего три года. Кстати, закончил свой жизненный путь Эдмунд Блэр Лейтон тоже в сентябре 1922 года. А сентябрь, как ни говори, месяц особенный, романтический. Может быть, поэтому герой нашего повествования тоже был романтиком? Впрочем, утверждать это я не берусь. Это так, предположение.
Когда Эдмунду исполнилось двенадцать лет он начал свое обучение в школе Университетского колледжа в Лондоне, закончив ее в пятнадцать. Некоторое время после этого он работал на торговца чаем, и, заработав денег, решил стать художником. Видно наследственные способности сделали свое дело. А дальше – учился, учился и учился годами. И овладел мастерством так, что не будучи академиком выставлялся в той же Академии более 40 лет. Тут надо отдать должное этому учреждению, которое уже при жизни признало его талант, дав возможность работать и достойно зарабатывать.
Глядя на его картины понимаешь – он был настоящим романтиком, ностальгирующим по ушедшей эпохе с ее рыцарями и прекрасными дамами. Впрочем, галантных кавалеров и достойных дам он изобразил на работах и о современной ему или недавно ушедшей Англии.
Те, кто его знал, говорили, что он был человеком достойным, уравновешенным, чрезвычайно работоспособным и очень постоянным. А еще собирателем всяческих исторических предметов, которые часто использовал при написании своих картин.
Вопрос – почему его картины не переставали и не перестают привлекать внимание публики столько лет? Думается причина простая - для каждой его работы характерны оригинальность и продуманность сюжета, тщательность в изображении, проработанность деталей, полная колористическая и композиционная завершенность. Картины его это словно двери в идеальный мир, хотя в нем не всегда всё спокойно, бывает даже тревожно, но всегда присутствуют достоинство, человечность и немного сентиментальности, впрочем, сентиментальность эта не бьет через край и не носит характера сюсюканья.
Увы, так уж повелось, что интригующие перипетии судьбы вкупе со скандалами и пороками являются неотъемлемой частью жизнеописания известных людей, включая и живописцев, разумеется, и коли в их жизни не хватает «перчика», то изрядная часть публики теряет интерес и к самому творчеству матера. Но странное дело – работы Лейтона всегда оставались интересны зрителям. И после его смерти спада интереса к ним не произошло, хотя имя его так и не стало широко известным.
Что ж, настало время перейти к разговору о творчестве этого замечательного художника.
И начну я с цитаты из книги Агаты Кристи «Убийство объявлено»: «И его дорогая жена тоже делает себе имя как художница. В основном кувшины с увядающими цветами и сломанные гребни на подоконниках. Я никогда не осмеливаюсь сказать ей, но я все еще восхищаюсь Эдмундом Блэром Лейтоном…».
Я долго думал – с какой его работы начать. И решил, что начну свой рассказ с одной из самых известных картин. Наверняка многие из вас ее видели – она тиражируется повсюду. И хотя ее основательно заездили (как и многие другие его картины), но от этого она не стала, разумеется, менее интересной.
Картина «Бог в помощь».
Что мы здесь видим? Прекрасная девушка на ступенях каменного замка, рыцарь в сияющих доспехах, уходящий на войну, белый конь и ощущение опасности, что определяют наше современное представление о средневековой легенде и романтических чувствах.
Возлюбленная рыцаря обвязывает его руку красной повязкой, которую по средневековому обычаю он должен вернуть, что дает надежду на то, что они воссоединятся, живые и невредимые.
Однако на картине мы видим в левой части розовые розы, которые цепляются за каменную кладку как цепляется любовь за надежду на лучшее. Но их лепестки начинают опадать - это символ того, что любовь в опасности – ведь рыцарь отправляется на войну, и неясно, вернутся ли он и его товарищи в замок, а он к ней.
А еще на картине изображен Грифон, который в этом контексте является символом силы и воинской славы.
В общем, все просто и вместе с тем многозначительно. И очень, надо признаться, красиво. В этом и сила картин этого художника.
А дальше еще одна картина о прощании. Теперь уже о временах более близких к автору полотна.
Картина «Adieu! («Прощай!»).
На этот раз изображена романтическая сцена прощания между молодой женщиной и морским офицером, который вот-вот отправится в морское путешествие, а возможно и на войну.
Тут тоже не так всё просто. Ведь Adieu по-французски означает «прощай». Это гораздо более окончательное решение, чем «до свидания», которое передает идею «мы расстаемся, но увидимся снова».
Так что здесь уверенности в будущей встрече нет никакой.
Не даром оба героя картины не на шутку расстроены и с трудом справляются с волнением. Так что хоть картина и романтическая, но в ней, как ни говори, преобладает тревога.
В общем, очень интересное полотно. Как и всегда у Лейтона.
И еще одна картина, тоже о прощании. Но на этот раз это прощание точно навсегда.
Картина «Прочь!»
На этой картине художник изобразил неудавшееся предложение руки и сердца. Судя по всему, у героев картины были какие-то отношения, и у джентльмена, по-видимому, были мысли превратить их из простого знакомства в нечто более серьезное.
Что же так рассердило героиню? Почему она бросила предложенный им букет на землю? Почему ее кавалер уходит, понурив голову?
Наверное, из его предложения ничего не вышло - его пассия отвергла его.
В общем, расстроенный поклонник отправился восвояси, а девушка осталась сидеть на мосту с недовольным лицом. Теперь она осталась без друга, но, возможно, она долго скучать не будет и быстро найдёт ему замену.
Розовые цветы в причёске и на платье девушки могут свидетельствовать о том, что её сердце уже занято другим человеком, поэтому отсутствие навязчивого поклонника может быть ей только на пользу.
Впрочем, картина оставляет достаточно много вопросов и простора для зрительской фантазии, что нередко бывает на полотнах художника.
А дальше тоже о расставании. Но о гораздо более трагическом.
Картина «В неведомую страну».
У древних египтян мертвых всегда перевозили через озеро, чтобы символизировать отправку расставшейся души в путешествие по тихому морю Вечности к новому существованию в неведомой стране. В свою адаптацию идеи греки добавили дополнительные детали.
Но современная мысль придерживается взглядов на тайну и значение смерти, отличных от прежних, и картина Лейтона отражает это изменение. В эту трагическую историю прощания матери с умершим ребенком (а что может быть этого страшнее?) художником был добавлен новый элемент - нежное и сострадательное сочувствие ей, которое преображает и облагораживает ее.
В заключение картина, все-таки, оптимистичная – очень не хочется заканчивать рассказ об этом прекрасном художнике на горькой ноте.
Картина «Вложи свою нежную руку в мою и доверься мне».
Действие картины происходит на причале, где семейная группа эпохи регентства готовится отправиться на водную прогулку. Юной дочери сквайра помогает взобраться на судно ее поклонник, а розы, которые цветут вдоль балюстрады и в деревянной беседке, подчеркивают его любовное отношение. Название картины было взято из стихотворения Альфреда Лорда Теннисона.
В одном из некрологов Эдмунда Блэра Лейтона говорится, что картина «Вложи свою нежную руку в мою и доверься мне» является одной из самых известных работ художника. И это было действительно так. Популярность картины была в значительной степени обусловлена публикацией отпечатка картины отличного качества после ее выставки в Королевской академии в 1891 году.
Нежное чувство картины понравилось викторианской публике. Впрочем, нравится эта картина и сегодняшним зрителям – кому же не хочется оказаться в такой ситуации, когда сильный мужчина подставляет руку нежной даме, чтобы она могла опереться на нее?
Очень хорошо о причине успеха этой и подобной ей других картин Лейтона во все времена как при его жизни, так и по настоящее время, сказал один из ведущих исследователей и знатоков его творчества Альфред Йокни в книге «Искусство Эдмунда Блера Лейтона», изданной в 1913 году: «Способность художника вызывать симпатию к изображаемым персонажам и вселять в зрителей надежду – один из главных ключей к популярности его картин». Очень верно подмечено. И добавить к этому мне просто нечего.
Вот такой интересный художника оказался в свое время в центре моего внимания.
Надеюсь, что и вам его работы понравились.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.