В наших музеях хранятся сотни произведений крепостных художников, но, к сожалению, их имена остались никому не известными. Только о некоторых из них история оставила нам отрывочные сведения. Среди них особого внимания заслуживает талантливая семья Аргуновых, крепостных графа Шереметева.
Иван Аргунов, выдающийся живописец, родился в 1727 году.
Самая ранняя из известных нам работ Аргунова - это небольшая картина "Умирающая Клеопатра". В картине представлен момент, когда египетская царица, узнав о своём поражении, решает умереть, чтобы не сделаться пленницей римского императора. Это первая попытка в русской живописи XVIII века создать картину на сюжет античной истории.
Клеопатра представлена полулежащей, с откинутой назад головой. К её правой груди подползает маленькая, готовая ужалить змейка.
Погрудное изображение молодой полуобнаженной женщины дано в довольно сильном ракурсе. Один уже этот ракурс представлял собой художественный приём, необычный в русском искусстве той поры. Аргунов хорошо справился с этой трудной задачей.
Лицо, плечи и обнаженная грудь написаны в легкой манере, с прозрачными, "порхающими" зеленоватыми тенями. Складки бледно-голубой одежды разбросаны с изящной небрежностью, на кокетливо причесанных темнокаштановых волосах блестит небольшая изящная диадема из голубых и золотисто-желтых цветов. В этом произведении Аргунов ещё не выявил своего творческого лица.
Стремление оживить лица в своих портретах, придать им большую естественность, преодолеть этим натурализм своих первых работ- все это отразилось главным образом в последующих небольших интимных портретах Аргунова. В портрете Варвары Петровны Шереметевой эта нарочитость исчезает.
Молодая женщина изображена в фас, взгляд её больших тёмных, широко раскрытых глаз устремлен прямо на зрителя. Лицо Варвары Петровны совершенно спокойно и серьёзно. Но всё же Иван Аргунов оставался в своих портретах поэтом. Его живописная фантазия проявила себя в цвете, в линиях, в композиции. Платье Варвары Петровны светлого, жемчужно-серого цвета, украшено мелкими розовыми и светло-зелеными цветочками. В её припудренных, высоко зачесанных волосах такого же, как и платье, серого цвета вколота бледно-розовая роза. Серое платье, черный фон и темно-зеленое кресло создают строгую и до изысканности простую колористическую гамму. Всё построено на сопоставлении чистых локальных цветов, и вместе с тем портрет не производит впечатления раскрашенности, как это было в ранних его работах. Издали черноту фона смягчают отсветы светло-серого, который рядом с чёрным приобретает почти лучезарность.
Композиция играет в портретах Аргунова важную роль. Большинство его портретов поколенные. В портрете всегда большую роль играют окружение человека, аксессуары. В погрудном портрете вся выразительность должна быть сосредоточена в лице и в то же время с характеристики лица можно перенести акцент на всю фигуру.
В портрете Варвары Петровны фигура срезана рамой немного выше колен. Её стан стянут корсетом, кажется особенно стройным от сужающегося книзу корсажа. Руки просто и естественно положенные на широкий кринолин юбки, придают всей фигуре спокойную и ясно ощутимую устойчивость. Перед вами опоэтизированный образ молодой женщины, но этот образ создан не столько путем проникновения во внутренний мир женщины, сколько при помощи живописного оформления портрета, его украшения.
Особым обаянием отличается "Портрет неизвестной в русском костюме", 1784.
С портрета смотрит милое и чисто русское лицо, на редкость привлекательное в своей доверчивой простоте. В нем нет и следов прежнего несколько жёсткого "списывания' с модели. Лицо светится особым внутренним оживлением, спокойной, разлитой во всем ее существе молодостью. Эта молодость искрится и в её взгляде, и в губах, ещё спокойно сложенных, но уже готовых дрогнуть улыбкой.
Это погрудное изображение очень ясно построено художником. Очертания головы, украшенной высокой девичьей повязкой, плавно переходит в строгие линии стройной шеи, шея покоится на широких плечах, композиция проста, четка и уравновешена, - во всем этом есть нечто классическое. Строгость форм и моральная чистота образа увидены художником в самой русской народной жизни. В этом портрете Аргунов во многом предвосхищает лучшие работы Венецианова (по мат-м искусствоведа И.Е.Даниловой).
🎨 Если статья вам была интересна то прошу вас поставить лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.