Стоит в Москве дом, но не простой, а с важной смысловой нагрузкой потому что он - Дом-коммуна, состоящий из трёх корпусов, его проектировали для воспитания строителей коммунизма.
Мы попали сюда на очень интересную экскурсию во время Дней наследия. Нам рассказали о выдающемся архитекторе Иване Сергеевиче Николаеве, о доме, его функциях, мы заходили внутрь и осматривали помещения, слушая увлекательные рассказы нашего гида.
В конце 20х - начале 30х город остро нуждался в жилье. Наш дом результат исполнения технического задания, поставленного перед архитектором.
Сюда поселили студентов.
В 6 утра под гимн Советского союза жители просыпались в спальных кабинах размером 2,3 на 2,7 метра, всего их было 1008.
Парни и девушки проснулись, в нижнем белье все пошли по длинному-длинному коридору в санитарный блок.
Потом все строились на утреннюю зарядку. Если было холодно, то физкультура в коридоре, а если тепло, то на широком балконе, специально предназначенном для этого.
Дальше все перемещались в раздевалки, одевались, потом из санитарного блока в общественный(учебный) по лестнице или пандусу, там столовая, ясли, библиотека, актовый зал, кабины для занятий, залы для бригадной работы.
Сейчас здесь обычный лифт.
А вот Иван Сергеевич Николаев хотел разместить патерностер - лифт непрерывного действия, но идея не реализовалась.
Благодаря шедовым световым фонарям мне было приятно и легко находиться в этом зале общественного корпуса. Световые фонари прорублены на северную сторону во избежание пекла в солнечную погоду.
Здесь студенты могли заниматься.
Мы побывали и в актовом зале.
Колонны - ножки везде.
Глядя на облик Москвы иногда вспоминают имя знаменитого архитектора Ле Корбузье, он, мировая звезда, повлиял и на облик зданий в СССР.
Вот и дом-коммуна тоже связан с ним. Ле Корбузье сформулировал 5 принципов единства архитектуры. В Доме-коммуне они соблюдены.
Столбы-опоры, на которые переносится вся нагрузка. Дом-коммуна пронизан колоннами - ножками. Нет несущих стен, только эти столбы. Это даёт простор для планировки - можно менять внутренности как вздумается - планировка свободная. Поскольку всё зиждется на опорах - столбах, то и фасад может быть каким угодно. Окна ленточные. А крыша - это эксплуатируемое пространство. Но в нашем случае, крыша не используется, поскольку обслуживать её экономически слишком сложно.
Вы видите фрагмент металлического каркаса. Сварки на момент возведения дома ещё не было, только болты и заклёпки.
При реставрации, проходившей в 2011-2016 года всё было разобрано по кирпичику и восстановлено максимально приближенным к оригиналу. Работа была проведена грандиозная. И сейчас мы можем оценить по достоинству проект Ивана Сергеевича Николаева.
Человек, конечно же, необычный. Он родился в Воронеже в семье учителя гимназии, очень хорошо учился, в 20 лет приехал в Москву, поступил в консерваторию, мечтал быть композитором. Родители посоветовали выбрать другую профессию. Он не бросил музыку, а поступил в будущую Бауманку, учился на архитектора. Два года он учился одновременно и там, и там. Но пришлось выбрать что-то одно. Он стал выдающимся архитектором. Ему нравился конструктивизм, через некоторое время этот стиль потерял актуальность, ему на смену пришёл сталинский ампир и Иван Сергеевич погрузился в научную работу.
Раньше я не любила конструктивизм, я находила его скучным. После посещения Дома - коммуны мое мнение изменилось. Всё продумано, лаконично, удобно, внутри было приятно и легко находиться. Только когда мы побывали в крохотных спальных кабинах мой восторг пошёл на убыль, очень тесно.
А в целом, концепция конструктивизма заслуживает внимания и уважения.