Хождение в народ. (Продолжение)
(К первой части)
Я уже говорил, начальник штаба у нас боевой, дело знает. Смотрю, к моему взводу направился.
- Ну что Юрий Николаевич – наш НШ славился в батальоне тем, что к офицерам и сержантам всегда обращался по имени-отчеству, пусть и на ʺтыʺ – как тебе всё это нравится?
- Совсем не нравится.
- Вот и мне это не нравится. Что мы имеем в активе роты? Двух незрелых лейтенантов, одного ленивого старлея и толкового сержанта. Поэтому бери-ка свой взвод и занимай этот гребень. Как хочешь, но что бы через двадцать минут был там. Командир батальона задачу тебе утвердил, ротный уже ʺвкурсахʺ. Корректировщик пойдёт с тобой, резервный радист со ʺстопятдесятдевятойʺ тоже с тобой, ну и заберёшь по ПКМу с первого и третьего взвода. Чувствую, они тебе пригодятся.
Взвод у меня сыгранный как оркестр имени Александрова. Парням дважды повторять и объяснять не надо, за полгода я их хорошо ʺсколотилʺ. По первой команде все на ногах, рассыпались на двойки. Первое отделение – в дозор и в охранение. Остальные за ним. Подъём крутой, но не критичный, бывало знаете ли хуже. Пошли ходко, благо солнце ещё не высоко. Чахлая, негустая зеленка, росшая по склону, скрывала нас от духов. Лезем. Под ноги внимательно смотрим. Конечно, духи тут у себя дома. По склонам и козы, и овцы, и бачата бегают. Вряд ли что мин понаставили. Но мало ли. Так что смотрим. Тяжело конечно, солнце на плечи давит, сердце в груди бухает что твой набат, но спешить надо. Дозор впереди, уже почти на гребень вышел.
Начальство в это время через оптику принялось осматривать окрестности. Стали в рост, как в той детской считалочке: «На златом крыльце сидели, царь, царевич, король…». Комбат, обеспечивающий, замполит, радисты, эдакий ʺвоенный совет в Филяхʺ.
То ли наши ʺэскападыʺ духам не понравились, то ли наглость начальства, стоявшего в полный рост, только для начала зарядили они с той стороны очередь из ДШК. Вообще-то у духов стрелки отменные, но на таком расстоянии, да без пристрелки? Понятно, что в белый свет как в копеечку, правда цель была достигнута. ʺВоенный советʺ, утратив монолитность, распался на отдельные составляющие и укрылся за камнями. Вдобавок из-за горушки ещё пара-тройка мин прилетела, разорвавшись довольно далековато от наших. На мой взгляд мины кидали чисто для острастки, так сказать "ордунга ради", обозначить кто в доме хозяин. Рота поняла, что ʺутро перестает быть томнымʺ, рассредоточилась и заняла некое подобие обороны. А вот начальство взбеленилось, как же, мордой в пыль уложили. Но нам не до них. У нас своя задача.
Дозор уже на гребне. По цепочке передали, что дозор срочно вызывает командира, то есть меня. Пришлось перейти на бег. На последнем вздохе упал рядом с ними. Отдышаться бы, но некогда. Взял бинокль. Выругался – ʺТвою ж дивизию!ʺ Мудрый у нас всё же НШ, если бы не он, звиздец бы роте. Внизу, уже практически на расстоянии прямого выстрела, среди чахлых кустов и одиноких деревьев мелькают до боли знакомые рыжие ʺпаколиʺ и ʺкамизыʺ. Духи!
Но как я уже говорил, в горах прав тот, кто выше. Мы уже успели, а духам до гребня минут пять, а то и все десять, чай тоже не железные. Пока взвод занимал гребень, в четыре ствола ударили по духам. Нам тут не битву при Грюнвальде организовывать, и не Ледовое побоище. Главное показать, что место уже занято. Духи оказались понятливыми. Сообразили, что к раздаче подарков и пряников опоздали, откатились назад в ʺзеленкуʺ. Надолго ли? Взвод занимал оборону. Дело в общем привычное и нехитрое, распределить людей, назначить ориентиры, сектора обстрела, участки сосредоточенного огня, определить порядок взаимодействия, ну и попытаться успеть соорудить из камней укрытия для стрельбы. И не забыть про тыл.
А в районе кишлака творился бедлам. Нам-то особо не видно, зато слышно, причем слышна не только стрельба, но и команды по радио. Захлопали минометы, обрабатывая правый хребет, тот, куда отошли духи. Смысл? Всё равно не видно, что творится на обратных скатах. Потом по радио прошла команда первому и третьему взводам приступить к прочесыванию кишлака. Разгорелась стрельба из стрелкового оружия. Дальше интереснее, команда взводам соседних рот велено бросить бронегруппу и сосредоточится для атаки у ориентира на правой стороне ущелья. (С ума там посходили, что ли? Атаковать снизу вверх? Днем?). В районе кишлака стрельба разгоралась.
Это конечно увлекательное занятие, гадать на кофейной гуще, что творится в батальоне. Но у нас своё дело. И это дело не заставило себя долго ждать. В ʺзелёнкеʺ опять замелькали силуэты. Пару десятков духов попытались сбить нас с гребня. Нет, парни, ну это несерьёзно, право слово. Любители какие-то. Они что, решили, что тут игра ʺЗарницаʺ. Хотя, не похоже. Идут уверено, не сказать что бы очень грамотно, но упорно, толково страхуя друг друга. Знаете, ребята, почему воевать с духами сложно? Они смерти не боятся, более того, они её жаждут. Не лезут конечно на пулю, но и не боятся. Они все верующие, а по их вере воин, погибший в бою с неверными, моментально попадает в рай, со всеми вытекающими преференциями в виде гурий, и ʺмолочных рек с кисельными берегамиʺ. Ну и подумайте, нищий и вечно голодный дехканин здорово цепляется за свою земную жизнь?
Вообще-то всё это больше всего походит на разведку боем. Поэтому к ранее засвеченным четырём стволам добавились ещё четыре, остальные пока ждали. Как и следовало ожидать, духи особо вперед на пролом не лезли, когда мы ощутимо проредили их ряды, просто откатились назад. Огневые позиции тут особо не сменишь, ну так, на десять-пятнадцать метров в сторону, и то хлеб. Внизу пока ʺзелёнкаʺ затихла.
А в районе кишлака ʺвесельеʺ шло полным ходом. В радиосети сыпались взаимоисключающие приказы, непонятные команды, то вперёд, то назад, то делай, то отставить. Стрельба, работа минометов. Удивительно, но пока сообщений о ʺ021ʺ не поступало, только ʺ300ʺ. Весь этот бардак кончился тем, что в радиосети раздался спокойный голос нашего НШ.
Уже в ППД мы узнали, что новый комбат – мужик! Он смог вовремя разобраться в том, кого ему подарила судьба в роли ʺподдерживающего и обеспечивающегоʺ. Смог понять, что после его ʺруководящих указанийʺ батальон попал в весьма не простое положение. Командир вовремя оценил реальную угрозу, наступил на свою офицерскую гордость, передал управление более опытному человеку, а сам возглавил группу по деблокированию увязших в кишлаке взводов и принялся выводить от туда людей.
- Внимание всем. В соответствии с приказом ʺКаскада-01ʺ, управление батальоном принял на себя. Все команды, мной не продублированные, а также поступающие от посторонних лиц, исполнению не подлежат. ʺКаскад-11ʺ, ʺКаскад-13ʺ (первый и третий взвод) быть в готовности покинуть кишлак. При поддержке группы деблокирования осуществить прорыв и сосредоточится на восточной окраине населённого пункта. ʺКаскад-14ʺ обеспечить прикрытие выходящих подразделений. ʺКаскад-12ʺ (это я) доложить обстановку кодом.
Кодом это громко сказано. Код у нас простой – переговорная таблица. Но с ней работать ещё та морока. Пока закодируешь, пока раскодируешь, семь потов сойдет. Поэтому чаще всего используем мы ʺнациональные кадрыʺ - прибалтов, дагестанцев, чеченцев, грузин, армян. Безотказный вариант. А по-иному как? Духи наши радиопереговоры тоже слушают. У меня во взводе таким ʺкодомʺ был аварец Сурхай Багаутдинов. А второй аварец служил во взводе связи. Пока этот ʺканал секретной связиʺ организовывался, жизнь у нас значительно осложнилась.
Первые мины прилетели с недолетом, но потом стали ложиться весьма точно и кучно. Лупили не только из глубины ʺзелёнкиʺ, но и той стороны долины. А что вы хотели, судя по разрывам у них наверняка китайский аналог нашего 82-мм ʺПодносаʺ, а он до трех км уверенно лупит, а с дальнобойным зарядом почти на четыре. Самое хреновое не это, самое хреновое то, что одновременно с обстрелом духи начали накапливаться для атаки. И под прикрытием минометов могли подойти весьма близко.
Обстрел прекратился также внезапно, как и начался. И сразу ʺАллах Акбар и танки наши быстрыʺ. Ну это пока не страшно, это мы уже проходили. Кинжальный огонь трех ПКМов, и полутора десятков АКМ быстро изменили счет в нашу пользу. Духи опять улизнули в ʺзелёнкуʺ. Плохо, что они теперь сравнительно точно знают, сколько нас тут. И ещё плохо, что двое раненых, один осколком в ногу, значит неходячий. Третье отделение пока в резерве, но его трогать нельзя, на нём тыл. Они развернулись метрах в ста ниже и нацелены в сторону кишлака.
Блин! Накаркал! Со стороны третьего отделения стрельба. Вызываю по ʺмаленькойʺ (Р-147) командира отделения:
- Что там у тебя?
- Духи. Не больше двух десятков. Отогнали.
- Потери?
- Один ʺ300ʺ, легкий.
- Понял. Держи сектор. Я к тебе один ПКМ отправлю. Встреть его.
- Понял.
Резервный радист протянул гарнитуру:
- Начальник штаба. Тебя.
- ʺКаскад-02ʺ, я ʺКаскад-12ʺ, приём.
- Я ʺКаскад-02ʺ, готов к работе? Где там твой Сурхай, если рядом давай ему связь.
Я протянул Сурхаю гарнитуру радиостанции и начал диктовать, с перерывами, давая возможность солдату перевести фразу и передать её в эфир.
- Ниже нас духи, силы противника не известны, укрываются в ʺзелёнкеʺ. Отбил разведку боем и одну атаку. Позиции подверглись минометному обстрелу. Имею троих ʺ300ʺ, один хоть и легкий, но не ходячий. Со стороны кишлака тоже была попытка нас прощупать. Отбили. Так что обложили нас.
Сурхай внимательно слушал, ему так же диктовали с интервалами и он успевал мне перевести:
- Тут тоже слоёный пирог. Часть третьего взвода плотно зажали в кишлаке, первый потихоньку вытаскиваем. Стараемся обойтись без минометов и артиллерии. Дабы не вести себя как слон в посудной лавке. С кишлаком отношения полностью портить не хочется. Нам ещё рядом долго сосуществовать. Пока получается. Сбить заслон с тылу мы тебе поможем. Но не раньше чем выведем основную часть роты к бронегруппе. У нас тоже ʺ300ʺ много, благо все живы. Твоя задача держать гребень, сковырнуть тебя оттуда не так просто. Но они будут пытаться это сделать. Гребень ключ. Если тебя собьют, то положение батальона резко осложнится. Так что часок повоюй. Если будет слишком горячо, через корректировщика заказывай огонь реактивной батареи. Они команду уже получили, находятся в готовности. Твой корректировщик знает что делать. Когда мы тут закончим к тебе пойдёт "Каскад-03" (замполит батальона) с ним отправлю кого смогу. Задача - совместным ударом бить духов с тылу и маскируясь вдоль гребня уходить к бронегруппе. Что бы духи на хвост не сели, перед прорывом зеленку "Градами" обработайте.
Сурхай замолчал. Потом протянул мне гарнитуру радиостанции:
- ʺКаскад-12ʺ, я ʺКаскад-02ʺ - задачу понял, приём?
- Я ʺКаскад-12ʺ, задачу понял, приём.
- Ну если понял то действуй. Я в тебя верю, удачи тебе Юрий Николаевич.
Вот в этом весь наш начальник штаба! Да парни, умеет он даже в самый ʺтухлыйʺ момент найти нужное слово.
Я ещё успел согласовать с корректировщиком ʺогниʺ для реактивной батареи, перераспределить ребят по позициям, на большее времени нам уже не дали. Так же как и в прошлый раз заработали минометы и в зеленке замелькали накапливающиеся для атаки духи. Я решил особо не ждать и по заранее оговорённым координатам ударили наши ʺГрадыʺ. Зелёнку накрыла волна разрывов, духам стало неуютно, их атака сама собой захлебнулась. Но не надолго.
А дальше был бой. Описать его не хватит и книги. Вы думаете легко в памяти бой разложить по часам? Когда ты стреляешь, когда в тебя стреляют, когда ведя огонь тебе ещё надо улавливать всю партитуру боя и вовремя её корректировать? Ну не знаю, не знаю. У меня точно не получится, воевать одно, а повествовать другое. Вы думает командовать в бою взводом плевое дело? Счастливы вы в своем незнании, оно и хорошо, ибо "Знания умножают печаль", древние говорили. Мне остаётся только позавидовать вашему неведению. По времени всё смешалось. Духовские минометы били с закрытых позиций с той стороны долины, из "зеленки" вели плотный огонь стрелковым оружием. Видать там минометы побило "Градами", а новых подтащить ещё не успели. Одним словом: «Пожар в публичном доме во время наводнения». Нас ещё дважды атаковали. Мы отбивались, меняли позиции, опять отбивались. Прибавилось раненых, с нехорошей быстротой таяли боеприпасы.
Наконец радист протянул мне связь.
- "Каскад-12", я "Каскад-02". Внимание к тебе выдвигается "Каскад-03". Согласуй с ним задачу. Действуй по плану. Людей береги, Юрий Николаевич, и сам без нужды не рискуй, а то я тебя знаю, любишь ты в пекло лезть. Как понял? Приём.
- "Каскад-02", я "Каскад-12", вас понял. Приступаю.
Я спустился вниз, на позиции третьего отделения, за себя оставил комода-1, буквально "разжевав" ему задачу. Вовремя. К нам на помощь уже поднимались ребята из пятой роты во главе с замполитом батальона. По "маленькой" (Р-147) замполит связался со мной. Он мужик с понятием и без гонора, без лишних экивоков просто попросил уточнить ему задачу. Ну я объяснил что к чему, что сигналом для броска будут "Градовские" ракеты, а потом по моей команде - вперёд. После них сразу и начинаем. Распределил своих кто отвечает за раненых, кто сопровождает, а кто несёт.
Вроде бы всё. Готовы. Как там в старину говорили: "Ну, с Богом, помолясь". Батарея сразу откликнулась на наш сигнал шелестом ракет. Зелёнка вспучилась разрывами, под их прикрытием первое и второе отделения с ранеными, страхуя себя тыловым охранением, двинулись в сторону бонегруппы. Одновременно, по моей команде, третье отделение и взвод пятой роты ударили по сходящимся направлениям, сбивая духовский заслон с тылу. Все решилось в считанные минуты. В зелёнке духам было не до нас, а тут хамить стало некому. Страхуя себя, двойками, перекатом двинулись за нашими.
Я только сейчас глянул на часы. Одиннадцать тридцать. Господи, без учета маршей, всего три часа воюем, а кажется вечность. Как же я устал, как хочется попить простой ключевой воды из нашего деревенского родника! Так, сантименты побоку. Ага, парни дотащили раненых до бронегруппы, теперь и нам пора двигаться побыстрее. Проверяя "след" я неосторожно приподнялся из-за камней, и в этот момент меня что-то сильно ударило в грудь. Очень сильно. И стал меркнуть свет. И я куда-то провалился.
Задачу батальон можно сказать выполнил. Выполнил, потеряв полтора десятка ранеными, хорошо что из них две трети - легкие. Дальше бригадной медроты не уедут, а то и в нашей санчасти отлежатся. По итогам такого боя и не одного ʺ021ʺ! Парни, посовещавшись меж собой, решили, что новый комбат точно фартовый. И мужик стоящий. Во всяком случае, не трус. А воевать? Воевать научится.
Что ещё? На горушке выше кишлака пришлось ставить стационарный пост, так как на этом ʺмирное сосуществованиеʺ закончилось, войны особой не было, но и мира не стало. Ну ещё расследование было, комбата особо не "пинали", просто "критикой" обошлось, как ни как первый боевой выход, а вот ʺнаполеончикаʺ-то комбриг не пощадил, опустил с небес на землю. Слышал я что загнали его в кандагарскую бригаду, начальником штаба батальона. Ещё начальнику штаба дали Красную Звезду, мне и ещё двум парням - "За отвагу", остальным раненым "За боевые заслуги".
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Продолжение следует.
Внимание! Все текстовые материалы канала "Леонид С." являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя.