Как новые технические и управленческие решения повышают эффективность металлокаркасных технологий, рассказывает учредитель и гендиректор ЗМК «АНДРОМЕТА».
Андрей Алексеевич, вы еще в 90-е начали применять на своем производстве автоматизированное проектирование зданий. Расскажите, что это такое?
Да, верно, первую автоматизированную систему проектирования мы внедрили еще в конце прошлого века на нашем заводе «ВЕНТАЛЛ». Это было первое поколение быстровозводимых зданий на стальном каркасе, на которые мы зарегистрировали, а впоследствии продали 22 патента. Но сейчас в компании «АНДРОМЕТА» уже около 30 новых патентов — это следующее поколение зданий, созданное на новой технологической платформе и с новым программным обеспечением, позволяющим быстро, эффективно проектировать и изготавливать конструкции зданий. Главная задача автоматизированного проектирования зданий – это снижение трудоемкости их изготовления и монтажа. Актуальность этого подхода обусловлена в первую очередь конъюнктурой на российском строительном рынке: в последние годы конкуренция переместилась из плоскости качества в плоскость стоимости продукции. Поэтому для нас вопрос снижения трудоемкости производства является ключевым. А система автоматизированного проектирования, внедренная у нас, позволяет линиям с ЧПУ без вмешательства человека самостоятельно читать чертежи и изготавливать по ним необходимые детали. Это не только ощутимо снижает трудозатраты, но и исключает из процесса человеческий фактор, чреватый ошибками.
Какие здания изготавливает это интеллектуальное оборудование, обученное даже самостоятельному чтению чертежей?
Эта система внедрена на наших линиях роллформинга — холодного профилирования листовой оцинкованной стали. Одна из них производит оцинкованные ЛСТК профили высотой до 400 мм и толщиной до 4 мм и металлокаркасы промышленных и коммерческих зданий пролетом до 30 метров и высотой до 8 — 9 метров. Эти конструкции мы запатентовали в 2012 году, и с тех пор наш завод выпускает их под брендом СТЕРК®. Вторая линия — это мини-фабрика для производства металлоконструкций жилых и общественных зданий из ЛСТК СТИЛТАУН. Мы выпускаем их с 2011 года, а в 2012-2015 реализовали собственный девелоперский проект по строительству 6-этажного и 4-этажного жилых ЛСТК домов. Это самые высокие дома c каркасами из оцинкованных профилей, построенные в России.
ЗМК «Андромета» — это ведь не только изготовитель металлоконструкций, но и центр компетенций по разработке новых технических решений для металлокаркасного строительства?
Да, можно так сказать. Располагая квалифицированным инженерным составом, компания создает и внедряет новые конструктивные системы на базе легких металлоконструкций высокой заводской готовности (префаб) для скоростного индустриального строительства. Обе наши конструктивные системы, СТЕРК и СТИЛТАУН — это инновационные авторские разработки компании и каждое содержит в себе принципиальную новизну. Только за шесть лет на разработки компании «Андромета» было получено 18 патентов на изобретения и полезные модели и 11 товарных знаков.
Детали ваших зданий похожи на детали конструктора LEGO?
Есть такой расхожий штамп, но на самом деле это не совсем LEGO, особенно если мы говорим о зданиях промышленного типа. Все детали разные, но мы применяем стандартизованные подходы к проектированию, наработали большую библиотеку типовых решений и узлов. На практике практически не бывает абсолютно одинаковых зданий. Хотя у нас разработаны серийные конструкции, но, как правило, каждому заказчику нужно модифицировать здание под его конкретные требования и условия. Поэтому практические все выпускаемые нами здания кастомизируются, то есть индивидуально подстраиваются под технические задания конкретных потребителей путем внесения конструктивных изменений в серийное решение.
А делаете ли вы здания по чужим, а не по своим проектам?
Последнее время это приходится делать достаточно часто. Приходит заказчик с готовым конструкторским проектом и говорит: «Сделайте мне вот так». При этом зачастую проект, который принес заказчик, сделан проектным институтом хоть и по современным нормам и правилам, однако в старых конструктивных решениях и в старых двумерных системах проектирования. К сожалению, такой подход часто ведет к большому числу ошибок и коллизий, и нам приходится проверять и исправлять эти ошибки в наших 3D программных комплексах, естественно согласовывая эти правки с авторами исходного проекта. Трудоемкость изготовления металлоконструкций нам также удается снижать с помощью наших систем автоматизированного проектирования.
Сейчас в компании «АНДРОМЕТА» работает около 120 человек. Это много или мало?
Если учесть, что в ООО «ВЕНТАЛЛ» работало 2170 человек, это, наверное, мало. Однако мы не хотим создавать большую компанию — мы стремимся, чтобы у нас была компактная, динамичная и мобильная команда, чтобы она не была инерционной, чтобы могла легко адаптироваться к быстро меняющимся внешним условиям и тенденциям строительного рынка. Если у нас появляются большие проекты, то нам иногда приходится кооперироваться с другими производителями металлоконструкций. Строительный рынок сейчас очень сложный, трудно прогнозируемый, как и экономика в целом. Если раньше основными нашими клиентами были представители частного бизнеса, уделявшего серьезное внимание качеству продукции, то сегодня в основном заказчиками являются государственные структуры, которых интересует прежде всего цена вопроса.
А какова доля металлокаркасных зданий на современном строительном рынке?
Она постоянно растет и будет продолжать увеличиваться. С 2022 года развитию металлокаркасного строительства уделяется серьезное внимание на самом высшем уровне. Создана дорожная карта Минстроя, где одна из ключевых задач — увеличение потребления металла, в первую очередь — в жилищном и социальном строительстве. А в индустриальном и коммерческом сегменте эта доля уже и сейчас очень высока. Например, большие торговые центры уже давно не строят целиком из бетона, производственные цеха тоже не строят. Их все больше возводят из легких металлоконструкций, это гораздо технологичнее, быстрее и рациональнее в архитектурном отношении. Металл — благодарный материал, позволяющий реализовать самые сложные и необычные архитектурные формы. Так, в прошлом году в Южно-Сахалинске введен в эксплуатацию пятиэтажный торговый комплекс, построенный по конструкторскому проекту инженеров «Андрометы» и из металлоконструкций нашего производства. А в инновационной зоне Сколково — новый дворец спорта Word Class, где покрытия по периметру фасадов выполнены из наших металлоконструкций. В столице Казахстана построен крупный автосалон, куда мы тоже поставляли металлоконструкции. В общем, наши поставки имеют широкую географию: от Калининграда до Сахалина и от Армении до Ямала. Такой обширный ареал присутствия позволяет нам чувствовать себя на строительном рынке достаточно устойчиво.
Как вы оцениваете дальнейшие перспективы развития рынка стального строительства?
Серьезные перспективы дальнейшего роста индустрии легких металлоконструкций в России для нас вполне очевидны. Потребности рынка сфокусированы на повышении экономичности и надежности, сокращении сроков проектирования и возведения объектов, обеспечении контролируемой стоимости проектов. Именно этим запросам металлокаркасное строительство отвечает лучше, чем другие технологии. Даже в сегодняшних беспрецедентных условиях рынок легких металлических конструкций продолжает расти и развиваться, диктуя необходимость новых подходов и решений как на стадии проектирования, так и на стадии изготовления зданий. Мы как участник рынка будем всячески способствовать этому процессу, применяя свой опыт и компетенции, создавая и внедряя передовые инженерные решения и стандарты качества, продвигая принципиально новые строительные технологии и подходы в сознании общества, экспертов отрасли и власти.