Найти тему

Пассивная система безопасности, и в чем ее отличие от активной?

Как известно, пассивная система безопасности отвечает за минимизацию ущерба жизни и здоровью водителя и пассажиров в случае ДТП, в отличие от активной, которая призвана и вовсе его НЕ допустить.

Активную систему безопасности мы подробно рассматривали ЗДЕСЬ, и она включает в себя множество систем, агрегатов и механизмов, которые помогают предотвратить ДТП и обеспечить максимальную безопасность на дороге. К ним относятся:

  • антиблокировочная система (ABS) предотвращает блокировку колес при резком торможении на любых, в том числе и скользких, покрытиях, сохраняя управляемость автомобиля, но не сокращает тормозной путь, а порой даже его увеличивает;
  • электронная система стабилизации (ESP) снижает риск потери управления на скользкой дороге или «в маневре» при превышении безопасной скорости путем корректировки тормозов, подтормаживая выборочно колеса на разных осях и/или по разным сторонам автомобиля, а также управляет оборотами (и мощностью) двигателя;
  • система помощи при торможении (BAS) повышает эффективность торможения в случае экстренной ситуации;
  • система контроля давления в шинах (TPMS) следит за давлением в шинах, что позволяет избежать проблем с управлением и, помимо прочего, снизить расхода топлива;
  • система поддержания постоянной скорости (Cruise Control), адаптивный круиз-контроль (ACC) — эти системы поддерживают постоянную скорость, что уменьшает усталость водителя и снижает риск потенциального ДТП;
  • предупреждающая система столкновений (FCW);
  • система контроля полосы движения (LDW);
  • система контроля слепых зон (BLIS);
  • система распознавания дорожных знаков и другие аналогичные системы.

Каждая из них работает на основе современных технологий, радаров, лидаров, ультразвуковых и прочих разных датчиков, обеспечивая оптимальную безопасность.

А вот к базовым фундаментальным опциям по активной безопасности специалисты также относят:

  • рулевые механизмы (и вообще рулевое управление), а также их механических и электронных ассистентов и «помощников»;
  • тормозные системы и их механических, гидравлических, пневматических и электронных ассистентов;
  • трансмиссии и коробки перемены передач;
  • головное и габаритное освещение, а также световые «сигнализаторы» — тормозные и поворотные фонари и подфарники, противотуманки, светоотражательные элементы (катафоты) и тд;
  • обзорность с места водителя, включая остекление «по кругу»;
  • …а также системы кондиционирования, вентиляции и обогрева (и даже «музыку» в автомобиле), поскольку хорошее самочувствие водителя — также залог безаварийности.

Основные компоненты пассивной безопасности

Да, пассивная безопасность предназначена для защиты водителя и пассажиров при уже свершившемся ДТП, и ее элементы включают в себя:

  1. кузов автомобиля, который должен быть достаточно жестким, чтобы абсорбировать энергию столкновения;
  2. ремни безопасности, которые удерживают пассажиров во время аварии;
  3. подушки безопасности;
  4. крепления Isofix;
  5. устройства, которые предотвращают проникновение газов и дыма в салон;
  6. противопожарные системы, а также приспособления, устройства и специальные материалы, которые обеспечивают качественную защиту от горячих и раскаленных частей автомобиля, от шума и вибраций;
  7. стекла, которые не лопаются в мелкие осколки при столкновении и не ранят пассажиров.
Тест систем безопасности. Фото из открытых источников
Тест систем безопасности. Фото из открытых источников

1. Кузов автомобиля играет важную роль в пассивной системе безопасности, поскольку является «первой линией защиты» водителя и пассажиров в случае аварии. Он должен быть достаточно жестким, чтобы абсорбировать энергию столкновения и предотвращать деформацию салона. Еще на стадии проектирования он конструируется таким образом, чтобы обеспечить оптимальную защиту головы, шеи и груди водителя и пассажиров. А это програмированно сминаемые части — крылья, усилители, лонжероны и тд.

Современные кузова имеют конструктивы, которые поглощают удар и «размазывают» его энергию по всему кузову. Это уменьшает силу, передаваемую на пассажиров, и снижает вероятность получения травм.

Кроме того, кузов должен быть оборудован широкими (и крепкими) боковыми порогами, а также дверьми, которые предназначены для защиты пассажиров от боковых ударов, а в самих дверях предусматриваются специальные боковые брусья безопасности. Сегодня — это норма для современного автомобиля.

В целом, кузов современного авто является одним из наиболее важных компонентов пассивной системы безопасности и должен соответствовать самым высоким стандартам безопасности.

2. Первые ремни безопасности для автомобилей появились в начале ХХ века, однако обязательным их использование стало только в 1960-х годах. Они создавались для того, чтобы удерживать водителя и пассажиров на месте при аварии и предотвращать получение травм. В 1970-х годах появились трехточечные ремни, которые стали стандартом в автомобильной промышленности, и остаются этим стандартом по сей день. В качестве дополнительного оборудования современные ремни имеют так называемые пиропатроны и другие преднатяжители, которые в начале удара «притягивают» седока к спинке, а потом отпускаются до необходимых зазоров.

3. В 1980-х годах появились подушки безопасности, которые дополнили ремни в качестве элементов пассивной безопасности. Почти все современные автомобили оснащены подушками (в дополнение к ремням), которые существенно уменьшают риск получения травм. Сегодня в автомобилях используется несколько их типов.

Наиболее распространенными являются фронтальные, которые расположены в рулевом колесе и в торпедо на пассажирской стороне, предназначены для защиты головы и груди водителя и пассажиров при фронтальном ударе.

Во многих, порой даже базовых, модификациях используются боковые подушки безопасности, которые могут располагаться в дверях, в сидениях и в спинках сидений, предназначены для защиты головы, шеи и туловища в случае бокового столкновения. Также существуют шторки безопасности, которые располагаются вдоль окон и защищают головы пассажиров в случае такого же бокового столкновения.

Последней «придумкой» конструкторов являются подушки безопасности для коленей водителя и пассажиров, которые защищают ноги.

И уж «совсем-совсем» последними являются инженерные решения для защиты… пешеходов и велосипедистов. Это вмонтированные в бамперы и стойки собственно подушки, «подпрыгивающие» во время столкновения капоты и другие подобные механизмы.

4. Основная задача креплений Isofix — обеспечить безопасную фиксацию детских автокресел, что уменьшает риск получения травм ребенком при ДТП. Крепления Isofix обеспечивают прочное и надежное удержание их без использования ремней безопасности, Isofix также помогают предотвратить ошибки при установке детского кресла, такие, как неправильное затягивание ремней безопасности, что может привести к его повреждению и небезопасной перевозке ребенка.

Примечание: если в вашей семье есть дети, то имейте в виду, что сами детские кресла подразделяются, во-первых, по способам креплений (на заднее и или переднее сидение), а также по размерам и весу ребенка.

5 и 6. Отделочные материалы — это епархия конструкторов и производителей, и здесь работает «правило рейтинга» для модификаций и моделей. То есть, разные модели могут существенно различаться между собой по материалам оснащения (той же приборной панели, торпедо и вообще отделки пассажирского отсека), а также по тепло- звуко- и шумоизоляционным материалам не только внутри салона, но и под днищем кузова, в арках колес и в других полостях снаружи.

7. Что касается ветрового окна и вообще остекления современных автомобилей, то сегодня даже бюджетные и базовые версии имеют, как правило, триплекс (трёх- и многослойное стекло), а не сталинит (закаленное стекло), с которого когда-то «начинался» мировой автопром.

В целом, повторюсь еще раз, поскольку это критически важно, — пассивная система безопасности автомобиля предназначена для защиты пассажиров в случае аварии, а также для предотвращения возможных последствий в ее «процессе».

Именно поэтому, кстати, иные специалисты относят к пассивной безопасности системы, которые работают также и в «активной фазе» — например, системы контроля устойчивости (ESP), антиблокировочные тормозные механизмы (ABS), системы контроля давления в шинах (TPMS) и другие. Они помогают уменьшить риск аварий, повышая безопасность автомобиля, который УЖЕ «участвует» в ДТП, и которое, кстати, может длиться от нескольких миллисекунд до нескольких десятков секунд и даже минут (например, утопление автомобиля).

Пассивная система безопасности является важным элементом, который повышает уровень безопасности водителя и пассажиров и помогает снизить травматизм при ДТП. Поэтому при выборе автомобиля следует учитывать не только его дизайн и функциональность, но и наличие (и качество) пассивных компонентов безопасности.

Из личного опыта.

В свое время мне «довелось поучаствовать» в таком дорожно-транспортном происшествии, в котором люди зачастую гибнут или, как минимум, остаются калеками. Это был хетчбэк Renault Megane 2 со мной за рулем и двумя моими пассажирами, родственниками. Уходя от лобового столкновения на трассе со скорости 80-90 км в час мы «ушли» в кювет и кувыркались около 160-ти метров.

Фото автора. Сергей Жебаленко
Фото автора. Сергей Жебаленко

Взрослая дочь справа от меня получила травмы средней тяжести, тесть сзади — «тяжелые», а у меня — ни единой царапины. То есть, собственно царапин было великое множество (панорамная крыша, стеклянный люк и тд), но ни одной тяжелой травмы я не получил.

Добавлю лишь, что мы, все трое, были пристегнуты, сработали все 6 подушек безопасности, именно поэтому мы и остались живы. Вот такой личный опыт по поводу эффективности работы устройств из арсенала пассивной безопасности автомобиля.

Фото автора. Сергей Жебаленко
Фото автора. Сергей Жебаленко

Как говорится, «проверено на себе»…
Но это — уже совсем другая история.

-4

Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист, специально для сервиса
autockidka.ru

Если вам нужна партия автомобилей с НДС, автомобили в лизинг или же автомобиль по самой выгодной цене звоните нам по телефону: +7 (499) 877 49 08, ежедневно с 8:00 до 19:00 (мск), скажите что вы нашли нас в Дзен и получите персональную скидку нашего подписчика!

Подробнее с нашими ценами и автомобилями можно познакомиться на сайте АвтоСкидка.

Также к вашим услугам —
парк эвакуаторов. Мы возим автомобили по всей стране на эвакуаторах и автовозах. Каждый эвакуатор перевозит четыре автомобиля!

-5