Как известно, система безопасности современного автомобиля сегодня складывается из двух типов — активной и пассивной. К пассивной безопасности относят системы, которые призваны минимизировать ущерб здоровью водителя и пассажиров в случае ДТП. И это, в частности, — удерживающие системы (ремни, подушки, шторки и занавески безопасности), преднатяжители ремней, мягкие отделочные материалы салона, складывающиеся в момент удара кузовные элементы и так далее. К активной безопасности относят те службы, системы и устройства, которые призваны и вовсе не допустить дорожно-транспортного происшествия. А это — рулевое управление, тормоза и обслуживающие их механизмы, а также прочие органы управления автомобилем.
Рулевые механизмы и их помощники
Давно канули в прошлое такие передаточные механизмы, как, например, червячный редуктор и им подобные. Сегодня самым «массовым» является так называемый реечный механизм (тип: «гайка-рейка»), который при известной геометрии управляемой подвески даже не требует усилителя – ни гидравлического, ни электрического, никакого. И автомобиль при этом прекрасно рулится и легко управляется.
Но помимо усиления рулевое снабжено еще и такими электронными помощниками, как подруливающие и корректирующие системы — например, система удержания автомобиля на своей полосе движения. Добавляйте сюда элементы управления «без водителя» (автопилоты), системы автоматической парковки и получите современный безопасный автомобиль.
Тормозные системы и их ассистенты
Помимо собственно поднятия тормозного усилия в системе посредством пневмо- или гидроусилителя, а также распределения тормозных усилий по осям или сторонам автомобиля, тормоза современных автомобилей, как правило, укомплектовываются еще и, как минимум, двумя дополнительными электронными системами — ABS и ESP.
Первая — антиблокировочная система — предотвращает блокирование отдельных колес на покрытиях с менее высоким коэффициентом сцепления, помогая водителю сохранить контроль над автомобилем. Вторая — система курсовой устойчивости (ESP) наоборот подтормаживает наружное по отношению к повороту дороги колесо, предотвращая занос (снос) автомобиля.
Обе эти системы у большинства производителей в законодательном порядке предусмотрены для определенных классов выпускаемых авто, поскольку значительно повышают безопасность вождения, и особенно в сложных дорожных условиях — на горных дорогах, в условиях гололеда и/или дождя и так далее.
Трансмиссии и коробки перемены передач
Сегодня производители предлагают модели, которые имеют переключение передач на самом рулевом колесе или «рычажки» под ним. А когда ваши руки постоянно находятся «в постоянном контакте с баранкой» – это, понятно, важнейший фактор активной безопасности. Это – что касается «механики».
Что касательно коробок автоматов (АКПП), то тут мировой автопром буквально кишит различными оригинальными инженерными решениями:
— гидромеханическая КПП;
— многодисковые типы сцепления КПП с ДВС;
— роботы;
— вариаторы.
Помимо традиционного гидротрансформатора, где переключением передач «занимается» гидравлика (трансмиссионное масло), автомобильные инженеры также предлагают двух- и даже трех-«клатчевые» сцепления, роботизированную механику (где переключением передач занимаются специальные актуаторы, управляемые бортовым компьютером) и, наконец, вариаторные КПП, в которых передача крутящего момента производится ремнём (или цепью) между двумя шкивами, которые (в свою очередь) «умеют» менять свои рабочие диаметры.
Обзорность
Для ее хорошей обзорности придумано много решений, например, датчик дождя, который включает стеклоочистители «автоматом», как только на ветровое стекло попали первые капли.
Датчик освещенности автоматически включает головной свет, когда начинает темнеть, или если ты заехал в тоннель либо на подземную парковку.
За хорошую обзорность в темное время суток «отвечает» современная головная оптика. Ксенон, правда, и сейчас еще считается дорогим удовольствием и штатно устанавливается не на все подряд модели, хотя она значительно предпочтительнее «галогенок». Понятно, о «китайском ксеноне», который даже в солнечный день слепит встречных водителей, мы не говорим.
Последним словом в науке о головном свете является светодиодная, а будущее — за системами под общим названием «NIGHT VISION». Разные производители называют ее по разному.. Она уже «штатно» устанавливается на некоторые модели автомобилей даже классов Е и D.
Здесь инфракрасная камера передает картинку в бортовой ЭБУ, который проецирует сигнал на лобовое стекло. Как рассказывают журналисты тест-пилоты, видимость такая прекрасная, что дорожную ночную обстановку контролируешь на расстоянии, вдвое большем, чем при дальнем свете стандартных фар. Причем, ни туман, ни снег или дождь подобной системе не помеха – картинка «видится» гораздо более отчетливая, чем «просто» глазами.
Из личного опыта.
Понятно, что не каждому водителю нужны (или нравятся) электронные помощники. Некоторые драйверы на дух не переваривают даже коробку-автомат и говорят, что предпочитают «непосредственно участвовать в управлении автомобилем». А лично мне все эти ESP и ABS – да пусть себе работают, но на всех своих машинах я всегда отключаю, например, датчики дождя и света. Почему?
А потому что в сумерки я и сам способен включить габариты, а позже и головное освещение — без всяких электронных помощников.
Датчик дождя на иных наших грязных дорогах я считаю и вообще вредной функцией. Он включает стеклоочистители порой в самый неожиданный или ненужный момент. А у некоторых современных автомобилей, например, имеется еще и так называемый «доводчик», он делает еще один взмах щетками после их выключения, чтобы «подтереть слезу», так называемую «последнюю каплю». А ты в это время как раз едешь за грузовиком, и этот доводчик не слезу убирает с моего лобового стекла, а размазывает по всему стеклу грязные капельки, летящие с колес грузовика.
Итог
Но по итогу активная система безопасности автомобиля — более чем нужна и полезна современному водителю, и я не сильно ошибусь, если скажу, что она спасла не одну тысячу жизней.
Если вам нужна партия автомобилей с НДС, автомобили в лизинг или же автомобиль по самой выгодной цене звоните нам по телефону: +7 (499) 877 49 08, ежедневно с 8:00 до 19:00 (мск), скажите что вы нашли нас в Дзен и получите персональную скидку нашего подписчика!
Подробнее с нашими ценами и автомобилями можно познакомиться на сайте АвтоСкидка.
Также к вашим услугам — парк эвакуаторов. Мы возим автомобили по всей стране на эвакуаторах и автовозах. Каждый эвакуатор перевозит четыре автомобиля!