Найти тему

Школа и приемный ребенок

Почему школы не любят приемных детей? Потому что эти дети создают огромные проблемы. К ним нужен особый подход. В школе просто нет специалистов, знающих особенности воспитания. Школьные психологи не знают, как с ними работать. Попросту этих детей боятся. Они «неудобные» для школы.

Что за дети попадают в детский дом?

Чаще всего к приемным родителям попадают социальные сироты 98 % чьи родители лишены родительских прав. Это дети алкашей, проституток, наркоманов и т.д. Какими они приходят в детский дом? (Я не беру во внимание отказников, и маленьких деток.) Они приходят с багажом знаний о жизни данными им их биологическими родителями. Они знают, что такое пьянка, проституция, наркомания и т.д. Они умеют воровать, врать, хитрить, попрошайничать.

Все это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы. Не всегда о прошлой их жизни до детдома известно даже работникам социальных служб. Некоторые события в жизни таких детей могли извратить нормальные представления о семейных ценностях, о моральных нормах.

Самая главная психологическая проблема – отсутствие доверия к окружающим. Ребенок чаще всего долгое время остается замкнутым и настороженным. Любое давление на него вызывает протест и негодование, ребенок еще больше замыкается в себе.

Но встречается полная противоположность, приемный ребенок может быть излишне коммуникабельным, стараться угодить всем, больше похоже на заискивание, но при этом не доверять. Это одна из форм выражения страха смешанного с чувством вины. Чаще всего ребенок считает себя виноватым в том, что он оказался в детском доме.

Травма утраты кровной семьи есть у каждого приемного ребенка. Иногда к этому добавляются и другие тяжелые переживания: невозможность помочь близким, их смерть, насилие, свидетелем или жертвой которого становится ребенок.Знают ли учителя особенности детей-сирот? К сожалению, нет. Поэтому даже самые опытные педагоги могут не понимать того, что происходит с ребенком.

Эти дети и вправду непростые, особенно если в семье недавно. Они могут не знать элементарных вещей, не уметь себя вести, у них настроение скачет: то бесятся, то плачут, или все это вместе.

Учителям и правда не просто у них учебный план и в классе много других детей. Самое главное тяжело понять с какой стороны к этому ребенку подступиться, как найти с ним общий язык.

Действительно, школа для приемного ребенка – это очередное новое испытание, и поводов для страхов у детей очень много. Почему?

Новая школа, новый коллектив. Ребенка пугают новые люди к ним тоже надо привыкнуть, но у ребенка просто нет для этого ресурса, ни физически, ни морально. Часто дети боятся показать незнание в учебе. Ведь не секрет, что у ребенка из детдома слабая база, часто это объясняется элементарным равнодушием воспитателей. Педагогическая запущенность.

В подростковом возрасте ребенок может находиться на уровне начальной школы. Этим детям очень тяжело понимать, о чем говорит учитель, так как они имеют маленький словарный запас, скудный кругозор, собственные представления об окружающем мире.

Ему не дает идти вперед прежний опыт и травмы. С него все требуют, но он и так в стрессе, не может учиться. У него в этот момент отсутствует способность обучаться, когнитивная активность снижена до нуля, стоит задача выжить. В итоге ребенок испытывает сразу три огромных стрессовых фактора – новое окружение в семье, новое окружение в школе и требования к успеваемости и уровню знаний.

Еще надо добавить низкую социализацию. Ребенок, поживший в детдоме, не знает и не понимает границ и ограничений, он не знает понятий «чужое». Поэтому могут без спроса брать чужие вещи и нарушать чужие правила. Они часто инфантильны, сказывается задержка развития. Нет мотивации к учебе. Ребенок постоянно в тревоге – и испытывать интерес к учебе ему просто некогда, мозг занят другим.

Алина пришла в мою семью в 10 лет, с низкими знаниями, а смена школы была уже пятая по счету. Начались двойки и тройки. А я радовалась , что дочка пошла в школу, а не сбежала. Я видела, как ей было тяжело. Ведь прошлое прошлось по ней асфальтовым катком, но она не озлобилась. Ее жизнь в кровной семье привела к тому, что у нее вылетел период получения начальных знаний. А потом все по нарастающей. Превратилось в колоссальное отставание. Учеба давалась Алине очень тяжело. Систематические перегрузки (уроки в школе, домашние задания, репетиторы) дали о себе знать – у Алины случился нервный срыв. Доучились…

Также началась психосоматика – в школе начинала болеть голова, поднималась температура. В полнейшем бессилии она добиралась до дома и фактически падала на кровать, уходила в спячку. Школа отнимала всю энергию. Опасаясь рецидива нервного срыва, мне пришлось снизить нагрузки. Ребята в классе невзлюбили Алину. Это тоже очень тяжело далось дочке. Она жаловалась, что с ней никто не общается. Меня постоянно обвиняли, что я ношусь с ней, как с писаной торбой, и всему нахожу оправдания: «Она устает, она не привыкла, ей тяжело.». Советовали наказать и быть с ней построже. Но я-то видела ее состояние.

Заставить дочку делать уроки первые два-три года было практически невозможно. Особенно тяжело пришлось с русским. Она писала с ужасным количеством ошибок. Многие слова она попросту не знала, их никогда не слышала, поэтому писала на слух. Имела отвратительный почти не читаемый почерк. Мне приходилось заставлять ее переписывать тексты, писать с ней домашние диктанты, нанимать репетиторов. В настоящее время Алина хорошо излагает свои мысли, пишет довольно грамотно, но очень невнимательна, тороплива. Почерк, так и остался корявым, хотя она исписала целую кучу прописей.

Алина сильно отличалась от других детей в классе. Она не нарушала правила и не проявляла агрессию, то все равно имела трудности коммуникации со сверстниками, не всегда справлялась с учебными заданиями и требовала большего внимания учителя. Она очень трудно встраивалась в школьную жизнь. Если у нее что-то не получалось или учитель повысил голос она могла разрыдаться, отказаться что-то делать, убежать из класса. Алина всегда очень осторожно и даже порой боязливо выстраивает отношения со взрослыми. Не сразу проявляет доверие. Это тоже очень влияло на ее взаимоотношения с учителями.

Таких детей в школе встречают нерадостно. Они подавляющее большинство имеют серьезное отставание в учебе, что вызывает недовольство учителей. Педагоги требуют от ребенка знаний того уровня, на котором находится весь класс. Никто не проводит ребенку экспертизу, а ведь он может в 14 лет быть на уровне 10-летнего ребенка. Встречала, что подросток 15 лет, 8 класс (обыкновенной, не коррекционной школы!!!) не знает таблицу умножения и не умеет ее пользоваться. А какой успеваемости можно говорить?

Приемные дети не лучше и не хуже других, они чуточку особенные. Таким детям требуется гораздо больше терпения, поддержки и индивидуального внимания со стороны педагогов, чем детям, которые изначально росли в стабильной семейной ситуации окруженные любовью родных родителей.

Брак
50,3 тыс интересуются