Джим Джармуш и Жан-Мишель Баския познакомились (буквально) на улице. Баския выскочил на них с Сарой Драйвер из-за угла и подарил ей большой красный цветок. «Ты красивая!» — сказал он и исчез. Это воспоминание Джима Джармуша — одно из тех, на которых строится документальный фильм Сары Драйвер «Баския: взрыв реальности».
⠀
Beat вместе с ORNAMENT рассказывают, как жили и творили два художника.
Нью-Йорк конца 1970-х был действительно мрачным зрелищем. После экономического кризиса он превратился в город-призрак — большая часть населения хлынула в пригороды, безработица и преступность достигли максимума, улицы превратились в декорации к фильму о пост-апокалипсисе. И в самом центре этого уныния зародилось творческое сообщество, в которое входили молодые художники, фотографы, режиссеры и молодые бунтари без особого рода деятельности.
В то время, как творческая богема Нью-Йорк тусовалась в легендарных Mudd Club, CBGB и «Студии 54», юный художник Жан-Мишель Баския, которому только исполнилось 17 лет, ушел из дома и жил на улице. Анархия, в которую погрузился город, была ему только на руку: стены зданий стали его холстом, где он «творил, что хотел».
В то время Баския, как и все из его творческой тусовки, не задумывался о славе и деньгах. Он жил без особых планов, перебиваясь случайными заработками и ночуя где придется, в основном, у кого-то из знакомых. Благодаря природному обаянию знакомых он заводил легко — мог просто подойти на улице к понравившемуся человеку и завести разговор. Именно так он познакомился с Джимом Джармушем и Сарой Драйвер.
Джим и Сара сами познакомились незадолго до этого, когда Джармуш готовился к съемкам дебютного фильма. Главной проблемой (как у и многих, кто пытался творить в Нью-Йорк в то время) было полное отсутствие денег. Джим попросил Сару стать продюсером и помочь с поиском локации — так все и началось.
По словам Сары Драйвер им всем было легко вместе, а Баския «постоянно был рядом». Дебютную картину Джармуша «Отпуск без конца» снимали в квартире Джона Лури (композитора, который написал музыку к этому фильму). Накануне Жан-Мишель провел бессонную ночь, бродя по городу. Поэтому он крепко спал на полу, только изредка поднимая сонную голову — его совсем не тревожило, что вокруг него снуют люди. А они просто перекладывали Баскию с места на место, чтобы тот не попал в кадр.
Баския редко подолгу жил у друзей. Не все могли смириться с его привычкой рисовать на всех поверхностях, которые ему попадались. В порыве творчества он мог увлечься и раскрасить чужой пол, стены, вещи… Его подруга — фотограф Алексис Адлер, — была единственной, кому это действительно нравилось.
Жан-Мишель не только легко сходился с людьми, но и соединял их. Во время одной вечеринки он познакомил Джима Джармуша и Тома Уэйтса. Они сошлись на том, что оба чувствовали себя неловко среди «людей искусства», поэтому решили покинуть вечеринку и устроили поход по барам. Эта дружба длится до сих пор.
После закрытия «Студии 54» в начале 1980-х, Жан-Мишель Баския познакомился с Энди Уорхолом. Начался новый поворотный этап в его творчестве. Многие обвиняют Уорхола в неискренности и подозревают, что тот просто использовал молодое дарование, чтобы выстраивать пиар за его счет. Так или иначе, связь между двумя художниками стала топливом для творчества Баскии и помогла прославиться.
Жан-Мишель тяжело переживал внезапную смерть Энди Уорхола, с которым у него была особая связь. Он творил с удвоенной яростью, отвлекаясь только на то, чтобы принять очередную дозу. Такого образа жизни хватило ненадолго — через полтора года Жан-мишель Баския ушел вслед за наставником, оставив после себя сотни бесценных работ.
ORNAMENT — первый иллюстрированный журнал о кино в России. Каждый выпуск посвящён какому-то режиссёру, сериалу или нескольким фильмам, объединённых общей темой. Внутри: много оригинального текста и иллюстрации от российских художников.
По промокоду DZEN действует скидка 10% на все журналы!